Законопроект о неквалифицированных инвесторах дошел до третьего чтения
Критики в его адрес не убавилось, а эксперты все еще надеются на смягчение ограниченийНа фоне беспрецедентного интереса россиян к фондовому рынку Госдума готова рассмотреть 19 мая в третьем чтении законопроект, ограничивающий продажи сложных финансовых продуктов неквалифицированным инвесторам. По итогам второго чтения, которое прошло 18 мая, срок обязательного тестирования неквалифицированных инвесторов – физлиц перенесен с 1 апреля 2022 г. на 1 октября текущего года. Без прохождения тестирования инвесторы без опыта не смогут покупать сложные финансовые продукты.
Кроме того, новый законопроект предусматривает право Банка России ограничивать заключение договоров финансовых организаций с неквалифицированными инвесторами. Это возможно, если физлицам неоднократно в течение календарного года предоставлялась неполная или недостоверная информация о сделке. В случае если неоднократное нарушение создает существенную угрозу правам и законным интересам частного инвестора, Банк России вправе возложить на финансовую организацию обязанность по выкупу у инвестора всех ценных бумаг, в отношении которых физическим лицам предоставлялась неполная информация, либо об аннулировании сделки и возврату сторонами всего полученного по ней.
Поправки, которые с большой долей вероятности будут приняты в третьем чтении, дают бирже право регистрировать облигации, которые предназначены только для квалифицированных инвесторов. Сейчас их регистрирует лишь ЦБ и они не допущены к публичному обращению.
Эксперты видят основную проблему новых ограничений в том, что не прошедшим тестирование инвесторам станут недоступны порядка 70% инвестинструментов. «На наш взгляд, критерии должны быть изменены по части именно определения видов продуктов, которые могут продаваться неквалифицированным инвесторам», – отмечает заместитель гендиректора «Алор брокера» Максим Дремин. По его мнению, с принятием закона брокеры потеряют часть своего комиссионного дохода, поскольку не смогут продавать высокомаржинальные продукты, но это будет компенсировано ростом рынка в целом и повышением доверия частных инвесторов брокерам. «В долгосрочной перспективе это правильно, но мы надеемся, что на финальных чтениях закон будет немного скорректирован и доступ будет перекрыт не к 70% продуктов, а к 15–20%», – подчеркивает Дремин.
Для квалифицированных инвесторов поправки, скорее всего, будут ощутимы в части ограничения нижнего порога стоимости приобретения бессрочных облигаций. «Речь идет о заявленной сумме в 5 млн руб., и это несколько снизит ликвидность этой категории бумаг», – отмечает Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group.
Еще одно опасение экспертов связано с тем, что тестирование превратится в профанацию, поскольку ни брокеры, ни физлица в нем не заинтересованы. «Если вы идете в банк и открываете счет, вы не проходите тестирование на знание того, что будет с вашими деньгами после их зачисления на него, – отмечает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. – Структурные инструменты создаются именно по этой схеме: вы не хотите изучать теорию, а хотите передать средства брокеру или управляющей компании и получить доход. Если для такого инвестирования создается дополнительный барьер, то, скорее всего, инвестор выберет нечто менее трудозатратное».
При этом тестирование не будет играть принципиальной сдерживающей роли для тех, кто хочет вложить свои средства на фондовом рынке. «Большой пласт «инвесторов», которые открывают ИИС, вообще не планируют заниматься инвестициями, а лишь стремятся получить налоговые вычеты по счетам инвестиционного типа», – уверен Сергей Лысаков, руководитель информационно-аналитического центра TeleTrade. Зато эксперты сходятся в том, что новый закон позволит оградить неквалифицированных инвесторов от назойливых предложений структурных продуктов со стороны банков и агентов.