Как правительство и ЦБ собираются оживлять инвестиции
Дорожная карта по формированию доступных финансов для инвестпроектов уже реализуетсяПравительство и Банк России утвердили совместный «План мероприятий (дорожную карту) по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов». Этот документ будет способствовать развитию инструментов долгосрочного финансирования, утверждается в сообщении на сайте ЦБ.
Дорожная карта направлена на решение двух основных задач: преобразование механизмов работы финансовых институтов для реализации инвестпроектов и расширение линейки финансовых инструментов, применяемых в таких проектах.
Всего 10-страничный документ (имеется у «Ведомостей») включает 32 мероприятия по запуску новых инвестиционных инструментов и вовлечению в них широкого круга инвесторов. В частности, предполагается введение многоголосых привилегированных акций, отмена ограничения на размещение привилегированных акций (не более 25% уставного капитала), формирование системы стандартов и стимулов выпуска и приобретения инструментов зеленого финансирования, введение механизма мезонинного финансирования, установление критериев высокотехнологичных и быстро растущих высокотехнологичных компаний («технологические газели») для целей предоставления им государственной поддержки и многое другое.
В частности, 32-й пункт дорожной карты предусматривает повышение втрое – с 1 млн до 3 млн руб. – максимальных сумм для индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) и внедрение ИИС третьего типа, счетов долгосрочного инвестирования, к концу следующего года. В этом же пункте содержится предположение об «исключении налоговых стимулов приобретения иностранных ценных бумаг иностранных эмитентов».
На прошлой неделе с такой инициативой публично выступил Банк России. «Мы выходим с предложением давать налоговые вычеты только по вложениям в российские финансовые инструменты, – заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина в ходе онлайн-сессии «Диалог с регулятором» в НАУФОР. – Потому что не считаем правильным, чтобы бюджет – а это, по сути дела, бюджетные деньги и бюджетная льгота – стимулировал инвестиции в иностранные ценные бумаги». То есть дорожная карта уже реализуется.
Мало того, в пунктах 17–19 этого документа идет речь о «совершенствовании института инвестиционных товариществ в целях развития прямого и венчурного инвестирования». А в конце прошлой недели глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес законопроект о расширении возможностей для инвестиционных товариществ.
Напомним: инвестиционное товарищество (ИТ) – это одна из форм предпринимательской деятельности, используемая для инвестиций в рисковые проекты. Участники товарищества заключают между собой инвестиционный договор и вносят вклады. При успешном ведении дел они делят между собой прибыль пропорционально размеру своего вклада. Если же прибыль получить не удается, инвестиционное товарищество может прекратить свою деятельность без официальной ликвидации.
По мнению Аксакова, к участникам инвестиционных товариществ сегодня предъявляются избыточные требования. Например, в соответствии с действующим законодательством максимальный срок действия договора инвестиционного товарищества не может превышать 15 лет. Соответственно, его члены не могут вкладываться в долгосрочные проекты. Кроме того, число участников договора не должно быть более пятидесяти. Излишние ограничения делают эту форму предпринимательства непопулярной, отмечает глава думского комитета по финрынку: в 2020 г., к примеру, было создано только 80 таких объединений.
Дорожная карта предполагает отмену «ограничения максимального числа участников договора ИТ, ограничения максимального срока договора ИТ и ограничения на финансирование путем внесения займов товарищами». Также в дорожной карте говорится об «исключении обязанности получения согласия кредиторов ИТ при уплате новым товарищем «вкладов на уравнивание» и о «предоставлении возможности приобретать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в долевую собственность в случае вклада их в общее имущество товарищей инвестиционного товарищества». Кроме того, предполагается «установление возможности размещения негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных резервов в инвестиционное товарищество в пределах отдельного сублимита», создание саморегулируемой организации управляющих товарищей ИТ. Примечательно, что этот же пункт дорожной карты включает положения о «разработке и внедрении профессиональных и этических стандартов деятельности управляющих фондов прямых и венчурных инвестиций» и о «создании стандартизированной документации для сделок прямого и венчурного инвестирования».
Законопроект Анатолия Аксакова «О внесении изменений в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты» тоже предполагает отмену срока действия договора инвестиционного товарищества и ограничение по количеству участников договора инвестиционного товарищества. Кроме того, законопроект разрешает создавать несколько общих имуществ в рамках одного товарищества – для того чтобы инвесторы могли участвовать в разных проектах. Сейчас у участников инвестиционного товарищества может быть только одно имущество.
«Инвестиционные товарищества – это довольно узкий рынок участников, и его серьезное увеличение не прогнозируется, но некоторое оживление в этом направлении ожидается за счет тех, кто собирается на нем работать уже сейчас, но не подходил по параметрам, и у кого есть намерение расширить инвестиционный портфель, – считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Новые возможности позволят профессионалам этого направления, как юридическим лицам, так и физическим, более полно работать с инвестиционным портфелем».
Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков настроен в отношении новых инициатив ЦБ и правительства по оживлению инвестиций скептичнее. «Существенно оживить инвестиции в Россию могут реформа судебной системы, соблюдение прав миноритарных акционеров или среднесрочное снижение геополитических и санкционных рисков, – уверен он. – А предлагаемые дорожной картой изменения лишь позволят в незначительной степени расширить инструментарий, дав возможность собственникам компаний привлекать внешнее финансирование в случае с многоголосыми привилегированными акциями, не теряя при этом контроля, или более динамично привлекать спекулятивный капитал, как в случае развития механизма SPAC. В любом случае речь не идет о существенном улучшении инвестиционного климата России. А в случае с многоголосыми привилегированными акциями права миноритарных акционеров даже могут существенно пострадать».
По реформе механизма инвестиционного товарищества также могут возникнуть дополнительные опасения у регулятора, так как ограничения числа участников в определенной степени ограничивало использование данного механизма различными недобросовестными участниками, отмечает Кабаков. «Однако общая либеральная направленность предлагаемых изменений может оживить рынок инвестиций, и любое создание экспертной площадки способствует налаживанию диалога между регулятором и бизнесом, что нельзя не приветствовать», – подчеркивает он.
По мнению управляющего активами «БКС Мир инвестиций» Андрея Русецкого, не стоит ожидать чудес от дорожной карты, пока не сформирован внутренний капитал.
«В российской практике привлекать финансирование через рынки капитала не очень принято – бизнес больше полагается на собственный и банковский капитал, – отмечает он. – Только крупные холдинги и компании могут претендовать на привлечение акционерного капитала, при этом 2/3 средств привлекаются из-за рубежа через IPO или SPO. Для мелких и средних компаний акционерный капитал фактически недоступен, так как доля розничных инвесторов, которые интересуются приобретением акций мелких компаний, пока на российском рынке незначительна».
Часть перечисленных в дорожной карте проблем обсуждается уже несколько лет, напоминает начальник управления аналитических исследований «Универ капитала» Дмитрий Александров. Например, еще осенью 2018 г. Минэкономразвития поднимало вопрос о введении многоголосых акций. Тогда Банк России указывал, что это потребует существенного изменения законодательства. «Жесткая связка «одна акция – один голос» минимизирует возможности ущемления прав миноритарных акционеров, – поясняет Александров. – Но она же, вместе с ограничением на долю привилегированных акций от общего размера уставного капитала, делает саму форму ПАО негибким для привлечения финансирования инструментом. Поэтому многие проекты делаются и будут делаться либо через создание ООО, либо через простое инвесттоварищество».-