Правительство обещает льготные кредиты производителям продовольствия
При условии, что они не будут повышать цены на свою продукцию
Прогнозы экспертов относительно перспектив российской экономики за последние три месяца стали оптимистичнее. Согласно консенсус-прогнозу, который провел Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ в конце апреля, рост реального ВВП в текущем году ожидается на уровне 3,1%, а в следующем – 2,4%. Тогда как в начале февраля в аналогичном исследовании эксперты давали прогноз на уровне 2,8 и 2,3% соответственно.
Но в долгосрочной перспективе – с 2023 по 2026 г. – прогноз по-прежнему предполагает рост ВВП чуть выше 2% в год. В целом, отмечают в НИУ ВШЭ, независимые эксперты видят будущее экономики пессимистичнее, чем Минэкономразвития (МЭР). «Для текущего года прогноз МЭР по росту ВВП чуть менее оптимистичен (2,9%. – «Ведомости»), чем консенсус-прогноз, но для последующих лет – существенно оптимистичней», – подчеркивают авторы исследования.
Заметно улучшились прогнозы цен на нефть марки Urals – примерно на $8 за баррель для текущего года (до $60,1) и на $3–4 за баррель для последующих лет. Объясняется это текущим повышением нефтяных цен в условиях постковидного оживления мировой экономики. Каких-либо резких скачков или долговременного дрейфа цен вниз или вверх эксперты не ожидают.
Курс рубля, согласно консенсус-прогнозу, будет стабильным: примерно 73,3 руб. за доллар в 2021 г. Однако в долгосрочной перспективе ему пророчат постепенное ослабление до 80 руб. за доллар к 2027 г. Ключевая ставка ЦБ, по мнению экспертов, в этом году подрастет еще на 0,50 п. п. Но в последующие годы ее ждет небольшое снижение по мере уменьшения инфляционных ожиданий.
Что касается потребительских цен, прогнозы для текущего года стали заметно пессимистичнее. Если в феврале эксперты ожидали инфляции по итогам года в 3,9%, то теперь прогнозируют ее на уровне 4,7%. Но в последующие годы, по их мнению, темп роста цен вернется к целевому показателю Банка России и будет не выше 4%. «С одной стороны, это говорит о том, что ускорение инфляции в начале этого года было достаточно неожиданным для экспертного сообщества, а с другой – что это не породило никаких сомнений в способности Банка России успешно проводить политику, направленную на достижение инфляционного таргета, – отмечают в НИУ ВШЭ. – Устойчивое ускорение инфляции сейчас вообще не рассматривается экспертами в качестве существенного риска».
Тем временем для правительства рост цен остается одной из главных забот: первый зампред правительства Андрей Белоусов провел на прошлой неделе специальное совещание по мониторингу цен на социально значимые товары. По его словам, в апреле в годовом выражении инфляция замедлилась до 5,52%. Цены на продовольствие также стабилизируются: на 4 мая рост замедлился до 6,6% с 7,6% в марте.
По итогам апреля цены на плодоовощную продукцию выросли на 1%, а на другие продукты питания – на 0,7% (в марте было 1,2%). Однако особого внимания, заявил Белоусов, все еще требует ряд позиций, а именно яйца, гречневая крупа, сахар, пшеничный хлеб и подсолнечное масло. По данным Росстата, цены на яйца в апреле выросли на 6,8%, на сахар – на 1,35%, на подсолнечное масло – на 1,88%.
Чтобы убедить производителей не повышать цены, правительство готовит целый пакет мер поддержки для них. Так, производителям сахара предлагаются льготные кредиты по ставке от 1 до 5% на закупку сахарной свеклы. Мукомолам – субсидии на возмещение части затрат на покупку продовольственной пшеницы. Пекарям правительство обещает возмещение затрат на реализацию хлеба и хлебобулочных изделий. Все это при условии сохранения стабильных цен. Кроме того, кабмин завершает формирование демпфера по зерну, подсолнечному маслу и семенам подсолнечника.
«Правительство анонсирует применение наиболее мягкого подхода в регулировании, – отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Но пока цены не перейдут к снижению, вероятнее всего, сдерживание экспорта отдельных видов продукции и его регулирование будут продолжаться. Ведь основная цель – это исключить ущемление интересов основных потребителей и только во вторую очередь – дать возможность экспортерам заработать».
