Эксперты ЦМАКП прогнозируют дефицит ликвидности в этом году

Рост спроса на деньги намного обгоняет их предложение
Динамика денежного предложения (денежной базы в широком определении) повысилась, но слабее, чем динамика денежной массы
Динамика денежного предложения (денежной базы в широком определении) повысилась, но слабее, чем динамика денежной массы / Максим Стулов / Ведомости

Российская экономика в этом году может столкнуться с серьезным дефицитом ликвидности. «С одной стороны, спрос экономики на деньги в условиях ее посткризисного восстановления будет расширяться, – объясняет ведущий эксперт ЦМАКП Артем Дешко. – С другой – можно ожидать, что два демпфера (избыточная ликвидность и кредитная активность), которые раньше позволяли компенсировать вялую динамику денежного предложения, теперь будут действовать не так эффективно».

В прошлом году нехватки денег в экономике удалось избежать за счет проедания накопленной ранее избыточной банковской ликвидности и усиления эффекта кредитного мультиплицирования денег, отмечает Дешко. В текущем году такой маневр вряд ли удастся повторить, поскольку объем избыточной банковской ликвидности уже в значительной мере растрачен, а фактор бюджетной консолидации в 2021 г. при прочих равных условиях будет ограничивать масштаб денежной эмиссии.

Динамика денежного предложения (денежной базы в широком определении) повысилась, но слабее, чем динамика денежной массы. Темпы его прироста за 2020 г. составили 9,8%, что на 3,7% ниже прироста рублевой денежной массы (М2). По словам Дешко, годовые темпы прироста денежной базы в России выглядят более чем скромно на фоне аналогичных показателей экономик ведущих стран: 52% в США и 56% в еврозоне.

Что касается кредитного мультиплицирования, то оно замедлится в силу отмены послаблений в части учета качества долга на балансах банков, свертывания программ льготного кредитования и реструктуризации долгов и, что более существенно, повышения уровня процентных ставок. «Поэтому для балансирования денежного рынка потребуется более заметное увеличение объемов рефинансирования банков со стороны ЦБ РФ», – подчеркивает экономист.

Опасения Дешко относительно возникновения дефицита ликвидности в этом году разделяет директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. «Мы находимся в стадии финансовых качелей, при которой в период кризисов банковская система собирает ликвидность, а в посткризисный период теряет ее», – поясняет он. Поэтому сейчас важно не допустить провала в динамике денежного предложения. «Не допустить этого можно, сохраняя определенную мягкость денежно-кредитной политики», – указывает Широв, подчеркивая, что сейчас существенную роль в сокращении ликвидности играет рост инфляции.

В то же время замдиректора Института исследований и экспертизы ВЭБа Олег Засов предпосылок для возникновения острого дефицита денег в банковском секторе в ближайшей перспективе не видит. «Среднедневной размер структурного профицита находится на достаточном уровне – в районе 2 трлн руб. На случай возникновения потребности банков в ликвидности продолжают действовать инструменты ЦБ по ее предоставлению», – отмечает он.

С Засовым соглашается и руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольга Беленькая. «Завершение льготных программ кредитования и нормализация ДКП, которую ЦБ начал в этом году с опережением ожиданий большинства аналитиков, могут привести к замедлению роста спроса на кредиты, – рассуждает она. – С другой стороны, источником пополнения ликвидности банков может стать постепенное возвращение на рублевые депозиты части наличных средств, выведенных из банковского сектора в прошлом году, по мере того как депозитные ставки банков начнут превышать темпы инфляции».

«Экономика растет, и спрос на деньги повышается, но, с другой стороны, высокими темпами растет и денежное предложение. Идет покупка валюты в резервы, увеличиваются расходы из бюджета, к примеру, на образование и на обслуживание госдолга, перед выборами запущены социальные проекты. Рост расходов – это увеличение денежного предложения. Дефицит ликвидности – это нормальное состояние финансовой системы, при этом процентная ставка становится более эффективным инструментом для управления экономическими процессами. Россия к этому придет, но в 2022 или 2023 г.», – резюмирует руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «Универ капитал» Андрей Верников.