Внутренние офшоры станут еще привлекательнее
Минфин хочет расширить возможности для переезда международных компаний в САРыМинфин подготовил и направил на межведомственное согласование законопроект, направленный на повышение привлекательности специальных административных районов (САР) для международных компаний.
«С целью повышения привлекательности САРов, формирования привлекательной инвестиционной среды для инвесторов, стимулирования перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию путем прохождения процедуры редомициляции, расширения возможности для редомициляции иностранных юридических лиц из других юрисдикций предлагается усовершенствовать налоговый режим в таких районах», – говорится в пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных компаний)», подписанной статс-секретарем, заместителем министра финансов Алексеем Сазановым (есть в распоряжении «Ведомостей»). Это вторая версия законопроекта, которая включает предложения по итогам публичного обсуждения.
Сейчас в России работает два САРа – острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). В них зарегистрировано 46 компаний, в том числе три на острове Русский. Одни переехали в САР, спасаясь от угрозы введения санкций, других привлекли налоговые льготы и смягченный валютный контроль. Создание САРов полностью себя оправдало: только по итогам прошлого года инвестиции международных компаний в российскую экономику составили 50,2 млрд руб., а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней достигли 700 млн руб. Дальнейшая работа над регулированием САРов направлена на установление стимулирующих мер и ограничение недобросовестных практик.
Одной из главных поправок стало расширение типов компаний, которые могут переехать в САР и воспользоваться льготным налоговым режимом. «Среди предлагаемых изменений – исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов и расходов международных холдинговых компаний от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых (при одновременном соблюдении ряда условий)», – пояснили «Ведомостям» в пресс-службе Минфина. С предложением внести такую поправку выступил бизнес, подчеркивают в ведомстве.
«Теперь в САРы смогут заехать и совместные предприятия таких компаний без создания обособленных подразделений», – пояснила «Ведомостям» партнер налоговой и юридической практики PwC Галина Науменко, которая входит в состав экспертной группы по направлению «Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность» правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. – Убрали и российские правила трансфертного ценообразования на транзакции таких филиалов». При этом освобождения от налога на зарубежное имущество таких проектов введено не было, что остановит ряд компаний от переезда, указывает эксперт.
Еще одной важной поправкой стала возможность вхождение в САРы «дочек» публичных компаний. Для переезда головной компании нужно согласие акционеров, что зачастую делает редомициляцию невозможной. Именно поэтому публичных компаний в САРах так мало. «У нас только пара публичных компаний заехала на настоящий момент, – отмечает Науменко. – А их «дочки», в которых может быть сконцентрирована основная часть бизнеса (иногда до 70–80%), сейчас заехать тоже не могут, потому что должны показывать неизменность состава контролирующих лиц».
Новые поправки Минфина решают эту проблему. Но при этом вводят новое ограничение: воспользоваться новацией смогут только те иностранные компании, у которых акции акционеров размещены на биржах, расположенных в странах ОЭСР. Поэтому в САРы не смогут переехать «дочки», например, кипрских компаний. «Кипр и Россия – не члены ОЭСР, – напоминает Науменко. – Хотя было бы странно не предоставить «дочкам» публичных компаний из этих стран права воспользоваться той же нормой, что станет доступна публичным компаниям из Нидерландов, например».
Распространение льготы только на страны ОЭСР может стать серьезной проблемой для иностранных компаний, которые оказались в сложном положении, когда протоколы об избежании двойного налогообложении не работают, а нужно зарегистрироваться в САРе. «Мы считаем возможным расширить предложенный Минфином России подход для включения возможности обращения акций контролирующих лиц международных компаний не только на биржах стран ОЭСР, но и, например, на Гонконгской, Шанхайской, Сингапурской биржах», – заявил «Ведомостям» заместитель министра экономического развития Илья Торосов.
В Минфине, однако, отмечают, что при подготовке изменений учитывалось, что для повышения привлекательности САРов налоговый режим международных холдинговых компаний должен быть более благоприятным, чем тот, который будет действовать после пересмотра налоговых соглашений в юрисдикциях, из которых они были редомицилированы. «Использование льготного налогового режима возможно любой международной холдинговой компанией при соблюдении условий, устанавливаемых Налоговым кодексом Российской Федерации, – поясняют в Минфине. – Предлагаемые изменения позволят повысить востребованность САРов, но при этом обеспечат баланс интересов государства и бизнеса с учетом проводимой политики по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения».
В Минэкономразвития подчеркивают, что поддержат законопроект, в котором будут смягчены требования по неизменности состава контролирующих лиц иностранных организаций, снижены до 10% ставки по налогу на прибыль от дивидендов для непубличных компаний и освобождены от налогообложения в России доходы иностранных филиалов международных компаний.
За новациями в сфере регулирования пристально следят как потенциальные резиденты САРов, так и уже зарегистрированные там компании. «Наиболее интересным является вопрос обложения прибыли от пассивных доходов в размере 5%, а также налога на дивиденды в размере 10%, – отмечает Александр Шендерюк-Жидков, директор УК «Содружество» – резидента САРа в Калининграде. – На фоне общего ужесточения по вопросам дивидендных выплат данная норма может быть существенным стимулом для редомициляции компании на территорию САРа».
Вишенкой на торте для потенциальных инвесторов может стать другая поправка Минфина. «Компании, заезжающие в САР до 31 декабря 2024 г., смогут учесть стоимость инвестиций в дочерние компании по рыночной стоимости, что очень выгодно в случае их дальнейшей продажи, – рассказывает Науменко. – Таким образом, в России обложится только «прирост стоимости» с момента заезда. Это может быть крайне интересно девелоперским компаниям и компаниям, владеющим бизнес-центрами».