Украина оказалась на пороге топливного кризиса

Единственная надежда Киева – срочное возобновление поставок дизтоплива из России
AFP
AFP

Коммерческий директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко в интервью «Украинским новостям» предупредил об остром дефиците дизельного топлива в стране в период посевной кампании. Главная причина – сокращение поставок из России и Белоруссии по политическим причинам.

В конце апреля США возобновили санкции против нескольких белорусских предприятий, среди которых числится НПЗ «Нафтан» (дочернее предприятие «Белнефтехима»). По словам источников Reuters, из-за этого российские поставщики, направлявшие нефть на это предприятие (в их числе «Роснефть» и «Сургутнефтегаз»), временно перестали продавать ему нефть, опасаясь попадания под вторичные санкции. Это косвенно подтвердил представитель «Транснефти» Игорь Демин, отметивший, что в мае компания прокачает в Белоруссию в 2,2 раза меньше нефти, чем в апреле, – 608 000 против 1,32 млн т. Для Украины, получающей более половины дизтоплива из Белоруссии, эта ситуация является критичной.

Второй причиной кризиса стала национализация Киевом трубопровода «Самара – Западное направление», по которому дизтопливо прокачивается на Украину из России и Белоруссии. Ранее эта труба принадлежала российской компании «Транснефтепродукт», а в феврале 2016 г. была продана швейцарской International Trading Partners AG. Зимой этого года Киев объявил о национализации трубопровода, сославшись на «важное народно-хозяйственное и оборонное значение» этой трубы. В ответ оператор нефтепровода – швейцарский трейдер Proton Energy Group – отказался поставлять нефтепродукты Украине с 1 апреля этого года.

По мнению топ-менеджера «Укргаздобычи», единственное, что может помочь Украине избежать топливного кризиса, – прямые договоренности с Россией. «Возможно, кто-то начнет поставлять топливо», – заявил Федоренко, отметив, что, поскольку сейчас поставщик не определен, это случится не раньше июня, т. е. после окончания посевной.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает такую договоренность Москвы и Киева вполне реальной. В беседе с «Ведомостями» он отметил, что у российских компаний нет желания полностью прекращать поставки топлива на Украину напрямую либо через Белоруссию. «Да и российское правительство никаких жестких ограничений на самом деле не вводило – получать экспортные разрешения было вполне возможно, – отмечает он. – Скорее потенциальный запрет остается опцией – как предупреждение на случай, например, наступления ВСУ в Донбассе».

В теории помочь Украине решить проблему зависимости от российских поставок дизтоплива могла бы Польша. Но попытки Варшавы наладить поставки украинцам нефтепродуктов в сотрудничестве с Минском были прекращены «с возвращением пророссийского курса в Белоруссию», констатирует главный редактор польского издания BiznesAlert Войцех Якобик.

Так что единственный реальный способ избежать дефицита дизтоплива на Украине прямо сейчас – возобновить его поставки из России, уверен Митрахович. Тем более что в этом заинтересованы обе стороны. «Российские компании все равно будут пытаться продавать дизель на Украину, как только будут разрешены вопросы с посредниками. В противном случае их могут заменить компании из других стран, как вариант – азербайджанские», – предупреждает эксперт.