Эксперты посоветовали повысить зарплаты чиновникам

Это должно стать одним из элементов комплексной реформы госслужбы в России
Одним из элементов комплексной реформы госслужбы в России может стать повышение зависимости зарплаты чиновника от результатов его работы
Одним из элементов комплексной реформы госслужбы в России может стать повышение зависимости зарплаты чиновника от результатов его работы / Максим Стулов / Ведомости

Низкая квалификация и мотивация российских чиновников вкупе с недостаточной прозрачностью формирования их зарплаты создают проблемы в работе государственных служб, говорится в экспертной записке Центра перспективных управленческих решений «Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения». В подготовке документа также принимали участие Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ ­РАНХиГС, компания «Экопси консалтинг» и исследовательская группа «Циркон». По мнению экспертов, сектор госслужбы нуждается в комплексной трансформации, начать которую следует с действующего законодательства, устанавливающего устаревшие требования к кандидатам на госслужбу.

Затем следует кардинально изменить правила формирования зарплаты чиновников. Во-первых, оклады госслужащих необходимо повысить, утверждают аналитики. Зачастую уровень оплаты труда госслужащих, занимающих должности вплоть до заместителя директора департамента, ниже среднего уровня дохода руководителей в коммерческом секторе, отмечается в исследовании. Низкие зарплаты, особенно на стартовых позициях, отпугивают молодых специалистов, а также приводят к искусственно завышенному числу руководителей среднего звена: в настоящее время на одного руководителя приходится 1,5 исполнителя, тогда как эффективным считается от 2,5.

Во-вторых, необходимо повысить зависимость зарплаты чиновника от результатов его работы. Сейчас большая ее часть состоит из надбавок и иных фиксированных выплат, которые воспринимаются как гарантированный доход, а премиальная часть не превышает 10%. Оптимальным авторы документа считают соотношение в виде ­70%-ной фиксированной части зарплаты и 30% премии, которая должна выплачиваться по результатам достижения KPI.

Еще один шаг заключается во внедрении срочных договоров. Это, по мнению экспертов, поможет отбирать наиболее конкурентоспособных и мотивированных специалистов. «Кроме того, госсектору следует активнее использовать проектные контракты для решения конкретных задач», – отмечается в экспертной записке.

Еще одной хронической проблемой госслужбы авторы документа называют «низкую результативность системы повышения квалификации»: 43% опрошенных сотрудников госорганов говорят, что пройденные ими образовательные программы никак не влияют на качество их работы. А 90% респондентов, проработавших в госсекторе более 10 лет, считают, что их профессиональные навыки отстают от навыков коллег из коммерческого сектора.

Вопрос о необходимости трансформации и расширения кадрового потенциала в госсекторе назрел давно, отмечает руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина. И предложенные меры, по ее словам, охватывают большой спектр системных проблем, которые до недавнего времени не обсуждались. «В первую очередь необходимо отметить инициативы по борьбе с зарегулированностью сектора, расширение использования срочных контрактов и создание моделей компетенций, поскольку эти меры действительно окажутся эффективными в поиске и привлечении молодых квалифицированных специалистов, которые смогут оказывать экспертную поддержку на проектной основе, что сократит лишние расходы на поддержание штата», – говорит она.