Ученые назвали причину низкой производительности труда в России

Жизненный цикл знаний и навыков российского работника: мощный старт и быстрая деградация
Чтобы повысить производительность труда, надо стимулировать приток новых технологий
Чтобы повысить производительность труда, надо стимулировать приток новых технологий / Андрей Гордеев / Ведомости

В богатых странах население имеет более высокий уровень образования, чем в бедных. Но Россия исключение из этого правила: по доле образованных людей Россия находится среди лидеров в мире, а по производительности труда – среди отстающих, утверждают экономисты НИУ ВШЭ в докладе «Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи». Следовательно, имеющийся человеческий капитал не переплавляется в высокие уровни производительности труда. Это также означает неэффективное использование накопленных умений и знаний, их растрату и обесценение.

Причина проста: процесс обучения у большинства наших сограждан заканчивается после окончания университета, колледжа или школы. «Жизненный цикл знаний и навыков российского работника: мощный старт и быстрая деградация, поскольку лишь около 12% населения в возрасте 25–64 лет проходят то или иное переобучение», – поясняют авторы доклада. Для сравнения: в большинстве европейских стран повышают квалификацию или переучиваются в течение жизни порядка 40–60% жителей.

По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, лишь 22% населения России в возрасте 25–64 лет занимается самообразованием, что также значительно ниже, чем в европейских странах, где соответствующая доля населения составляет 60–80%.

Но и работодатели неохотно занимаются повышением квалификации своих сотрудников. По словам директора Центра исследований производительности НИУ ВШЭ Ильи Воскобойникова, расходы предприятий на эти цели – около 0,3% от общих затрат на персонал. Согласно результатам обследования предприятий, проведенного Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ, в 2018 г. переобучением сотрудников занимались только четыре из 10 компаний. Каждая переобучавшая компания охватывала этой деятельностью примерно четверть своего персонала, затратив в среднем на одного работника около 14 000 руб.

«Компании считают, что могут обойтись без этих затрат: в условиях вялой конкуренции, редких инноваций, слабой включенности в мировую торговлю и ориентации на локальные рынки инвестиции в профессиональное переобучение не являются жестким императивом», – утверждает руководитель авторского коллектива, директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. А главным способом решения кадровых проблем оказывается переманивание квалифицированных специалистов у конкурентов.

«Старение населения и сокращение численности рабочей силы, особенно в младших рабочих возрастах, создают серьезные вызовы человеческому капиталу, а через него и всей экономике, – предупреждают экономисты НИУ ВШЭ. – Чтобы к 2030 г. этот набор проблем не стал неожиданным сюрпризом, наращивание инвестиций в образование, подготовку кадров, науку, здоровье и здравоохранение должно стать бюджетным приоритетом».

Обучать и переобучать, по их мнению, надо не только россиян, но и мигрантов, которые составляют в среднем 10% рабочей силы в стране, а в некоторых отраслях их доля доходит до трети. Мало того, зависимость от рабочей силы мигрантов в некоторых регионах России будет расти в обозримом будущем из-за старения коренного населения. При этом производительность труда мигрантов ниже средней производительности российских работников. «Это означает, что поиск путей и способов повышения квалификации иностранных работников должен стать составной частью политики в области человеческого капитала», – отмечают авторы доклада.

«Российские предприятия действительно сильно отстают по уровню производительности труда от своих иностранных конкурентов, – соглашается с авторами доклада директор департамента производительности и эффективности Минэкономразвития России Александр Молодцов. – Если говорить о лидерах рынка, то это отставание почти в 2–3 раза. По сути, сотрудник российского предприятия, работая столько же или даже больше по времени, чем в других странах, производит в 2–3 раза меньше продукции. Соответственно, предприятия получают меньше доходов».

На решение этой проблемы направлен нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». «Всего в рамках нацпроекта «Производительность труда» на данный момент обучено 34 599 сотрудников предприятий и представителей региональных команд, а также подготовлено 1537 внутренних тренеров», – рассказал «Ведомостям» Молодцов.

Нововведением нацпроекта станет работа по повышению квалификации рабочих совместно с Worldskills: эксперты движения передадут российским предприятиям методики аудита рабочих мест, разработки корпоративного стандарта профессий, формирования матрицы компетенций, оценки персонала, а также сборки коротких образовательных программ для дальнейшего тиражирования разработанных материалов и применения на практике, добавляет он.

В Минтруде «Ведомостям» заявили, что ограничения на привлечение иностранной рабочей силы носят временный характер и связаны с пандемией. «По состоянию на 31 марта 2021 г. доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения составила 2%, тогда как в начале 2020 г. и 2019 г. – 3,1% и 2,2% соответственно», – пояснили в пресс-службе ведомства. Там напоминают, что «Минэкономразвития ведет активную работу по упрощению въезда для высококвалифицированных специалистов».

Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что увеличение производительности труда не достигается госпрограммой массового обучения и консалтинга. «Производительность труда растет, когда работодатель вынужден конкурировать с подобными себе. Из этого вывод: в первую очередь надо стимулировать в принципе проявление частной инициативы, избавив ее от удушающих объятий государства», – говорит Титов.

На втором этапе, по его словам, надо стимулировать приток новых технологий. «Главнейший инструмент стимулирования притока технологий – умное налоговое стимулирование. И только потом, когда внутреннее производство из ручейка превратится в реку, можно будет уделять внимание анализу того, сколько компании вкладывают в повышение квалификации и переобучение сотрудников», – утверждает бизнес-омбудсмен.

По мнению президента рекрутинговой компании Superjob Алексея Захарова, производительность труда зависит от менеджмента. «Большинству крупных компаний выгоднее нанимать дешевых нелегальных мигрантов, чем высокооплачиваемых специалистов», – утверждает он.

«Если хотите повышать производительность труда, то сначала разберитесь, как можно ее измерять и в каких единицах в каждой из отраслей, а потом сделайте так, чтобы при ее росте росла оплата труда. Тогда работники сами поймут, надо ли им учиться и чему именно, чтобы повысить свой заработок. Если же поступать так, как это происходит с учителями, когда им рассказывают о том, что результаты ЕГЭ и ГИА – это показатели качества их труда, но при этом никак не отражаются на оплате труда, то тогда не надо удивляться получаемым на самом деле результатам», – резюмирует директор Международной школы бизнеса, основатель центра дополнительного образования «Развитие» Аркадий Мурзаев.