В России начался инвестиционный бум

В марте индекс инвестиционной активности превысил докризисный уровень
Импорт машин и оборудования побил рекорды последних лет/ Евгений Разумный / Ведомости

Специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) зафиксировали резкую активизацию инвестиционной активности в России в марте. Импорт машин и оборудования побил рекорды последних лет, увеличившись на 22%, выпуск инвестиционных товаров (машин, оборудования и стройматериалов) – на 18% в марте, сообщил руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников. Индекс инвестиционной активности, отражающий объем предложения инвестиционных товаров в экономике, в прошлом месяце увеличился на 5,1% после роста на 2,2% в феврале и на 0,3% в январе. Всего же за I квартал инвестиционный индекс подрос на 2,5% по сравнению с I кварталом прошлого года.

Отчасти высокий мартовский показатель связан с эффектом низкой базы прошлого года: импорт из Китая был приостановлен, что резко снизило общий показатель поставок машин и оборудования из-за рубежа. «Если сравнивать мартовский инвестиционный индекс с индексом 2019 г., то общий рост будет чуть более 2%. Но и это очень неплохо, учитывая, что перед кризисом показатель был ниже», – поясняет экономист.

Сальников считает, что в ближайшие месяцы рост инвестиций продолжится, хотя эффект низкой базы прошлого года будет усиливаться. «Промышленный рост будет опираться на инвестиции», – уверен эксперт.

«Из анализа рядов со снятой сезонностью следует, что рост ВВП и инвестиций наблюдался уже в III и IV кварталах прошлого года. ВВП вырос квартал к кварталу на 4,2 и 1,7%, а инвестиции в основной капитал – на 1,2 и 0,4%», – подсчитали аналитики Центра развития ВШЭ. При этом темпы падения инвестиций в 2020 г. были кратно ниже, чем пиковые значения 2009 и 2015 гг., когда они достигали минус 20,9% и 13,1% в годовом выражении. Кроме того, «инвестиционная пауза» в прошлом году продлилась всего два квартала, тогда как в 2008–2009 гг. падение инвестиций длилось пять кварталов, а в 2014–2015 гг. – 11 кварталов подряд». Для сравнения: в развитых странах приток ПИИ упал в среднем на 69%, в развивающихся – на 12%, в странах с переходной экономикой – на 77%.

«Можно говорить о том, что в первом приближении рецессия закончилась, – считает начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Центра развития НИУ ВШЭ Владимир Бессонов. – Уже с лета мы наблюдаем интенсивный подъем выпуска в обрабатывающей промышленности и инвестиционной активности». По его словам, инвестиции можно считать барометром кризиса. «Когда кризис начинается, первыми «проваливаются» инвестиции в основной капитал, они же растут опережающими темпами на этапе восстановления, – объясняет экономист. – Сейчас полный выход экономики из кризиса сдерживают нефтяная отрасль и некоторые виды услуг, такие как туризм, авиационные перевозки и т. п. По мере ослабления ограничений будет сокращаться и сдерживающее влияние этих секторов на рост экономики».

Минэкономразвития в четверг понизило прогноз по росту инвестиций в основной капитал в России в 2021 г. с 3,9 до 3,3%. Прогноз по росту инвестиций в 2022–2023 гг. остался прежним – 5,3 и 5,1% соответственно, следует из обновленного прогноза социально-экономического развития. При этом в министерстве подчеркивают, что инвестиции полностью отыграют падение уже в этом году, а не в 2022-м, как ожидалось раньше.