Климатический саммит может стать началом новой войны за газовые рынки

Призыв США к запрету во всем мире угольной генерации может оказаться выгоден России
Brendan McDermid / Reuters
Brendan McDermid / Reuters

«Америка может упустить шанс сформировать климатическое будущее мира таким образом, чтобы это отражало ее интересы и ценности, и бесчисленное количество рабочих мест для американцев будет потеряно», – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен в преддверии международного экологического онлайн-саммита, который начинается сегодня. «Трудно представить себе, что Соединенные Штаты выиграют долгосрочное стратегическое соревнование с Китаем, если мы не сможем возглавить революцию в области возобновляемых источников энергии», – добавил он.

При этом глава американского внешнеполитического ведомства отметил, что «даже если США в одночасье достигнут нулевого баланса СО2, без усилий других стран борьба с изменением климата все равно будет проиграна, так как 85% выбросов формируются за пределами страны». При этом Блинкен умолчал, что, согласно оценке Всемирного банка, по выбросам углекислого газа США с показателем почти 15% от мирового объема занимают 2-е место в мире после Китая, вдвое опережая находящуюся на 3-м месте Индию.

«Последние заявления США в рамках зеленой повестки – не что иное, как вымогательство и попытка создать экологическую и климатическую завесу, под которой, используя внеэкономические рычаги давления, заставить своих партнеров и клиентов заплатить за модернизацию своего энергетического комплекса», – уверен руководитель Центра проблем энергетической безопасности ИСК РАН Андрей Корнеев.

При этом Штаты вряд ли всерьез настроены на лидерство в области зеленой энергии, считают российские эксперты. «Сейчас в мире происходит глобальная борьба за металлы, необходимые в производстве зеленой энергии, и многие из них близки к исчерпанию. Поэтому под большим вопросом находится сама цель климатической политики – переход на производство энергии не за счет ископаемого сырья, а за счет воды, солнца и ветра, – объясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Для этого нужно гигантское количество различных металлов, которых на планете просто нет».

К тому же главным производителем редкоземельных металлов, необходимых для развития альтернативной энергетики, является Китай – соответственно, именно он имеет наибольшие шансы стать мировым лидером в зеленой гонке. Уже сейчас, по оценке Блинкена, Китай владеет третью мировых патентов на возобновляемые источники энергии и является крупнейшим мировым производителем и экспортером соответствующего оборудования – солнечных панелей, ветряных турбин, аккумуляторных батарей и проч.

Но у КНР есть очевидная слабость – большая сохраняющаяся зависимость от угольной энергетики. Поэтому на климатическом саммите США намереваются потребовать скорейшего закрытия всех угольных электростанций в мире, о чем тоже заявил Блинкен. Исходя из чего можно сделать вывод, что США собираются использовать сегодняшний саммит для рекламы своей программы EDGE («Повышение эффективности развития и роста с помощью энергии»), целью которой заявляется «содействие энергетической безопасности, диверсификации и торговле в Индо-Тихоокеанском регионе». По сути, речь идет о том, чтобы заставить страны региона покупать американский СПГ и использовать его вместо угля. На продвижение этой программы американская правительственная Корпорация финансирования международного развития (DFC) планирует выделить $2 млрд. «США прекрасно видят перспективы СПГ на рынке, иначе они не боролись бы так сильно за перспективные рынки сбыта – Европу и Азию в первую очередь», – указывает Деев.

США уже наращивают экспорт СПГ: в прошлом году, даже несмотря на пандемию и резкое падение мирового спроса на энергоносители, экспорт американского голубого топлива вырос на 13,4% в сравнении с 2019-м (по данным EIA). А в январе 2021-го – на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но с поставками газа в Китай у США есть очевидные проблемы политического характера: в прошлом январе, к примеру, страна вообще не закупала американский СПГ. С Индией ситуация обстоит еще сложнее. «Это страна, которая пока никак не обозначила свои цели по достижению углеродной нейтральности, и, скорее всего, она не будет так же амбициозна в этом плане, как ЕС или даже Китай, поэтому уголь останется в энергобалансе страны», – говорит директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Кроме того, Индия, в отличие от многих потребителей СПГ, достаточно жесткий переговорщик: национальной компании Gail удалось добиться снижения цены СПГ по долгосрочным контрактам не только с «Газпромом», но и с американскими Cheniere Energy и Dominion Cove Point.

При этом в самой Индии инфраструктура для использования СПГ пока развита очень слабо: свободные мощности шести существующих терминалов в прошлом году составили 15 млн т топлива в год, а чтобы заменить хотя бы половину угля в стране на СПГ, ей надо ежегодно импортировать порядка 175 млн т. Для этого придется построить порядка 35 новых СПГ-терминалов, что нереально. Но даже если страна и будет наращивать импорт СПГ, вряд ли она будет закупать его именно у США.

«С точки зрения текущих планов по строительству новых СПГ-заводов, а также ресурсного и экспортного потенциала газа у США есть возможности значительно нарастить поставки СПГ на внешние рынки. Однако с поправкой на экономику поставок российские производители СПГ выглядят более привлекательно для азиатских потребителей», – подытожила Белова. Так что борьба, которую США собираются развернуть против угольной энергетики, может оказаться выгодной для России.