РЭО хочет расширить список получателей зеленого финансирования
Оператор попросил Минэк включить туда все проекты отрасли обращения с бытовыми отходамиРоссийский экологический оператор (РЭО) предложил Минэкономразвития расширить критерии проектов, которые могут получить доступ к зеленому финансированию. Об этом говорится в письме РЭО от 15 апреля в ведомство (есть у «Ведомостей»). В Минэкономразвития «Ведомостям» подтвердили получение письма.
По текущей методологии (таксономии) отбора проектов доступ к зеленому финансированию смогут получать только компании, занимающиеся утилизацией отходов, говорится в документе. РЭО считает, что такой подход не соответствует базовым принципам построения отрасли обращения с отходами и предлагает включить в таксономию весь цикл обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – их сбор, обработку, утилизацию и захоронение, а также производство экологической тары и упаковки.
«В настоящий момент предложения РЭО согласовываются с Минприроды, и в случае получения положительного ответа от Минприроды мы рассмотрим возможность включения их в таксономию зеленых проектов», – передал «Ведомостям» через пресс-службу замминистра экономического развития Илья Торосов.
В начале апреля РБК со ссылкой на Торосова сообщал, что соответствующий проект постановления правительства находится на согласовании в профильных ведомствах и Банке России. Уже в мае он будет внесен в правительство.
Источник «Ведомостей», близкий к РЭО, поясняет, что проект постановления правительства РФ, в котором изложена таксономия мусорных проектов, в текущем варианте ограничивает доступ к финансированию региональных операторов обращения с отходами и сортировщиков мусора. Но без сбора и сортировки ТКО невозможно обеспечить их утилизацию.
А расширение таксономии зеленых стандартов сделает переработку отходов более инвестиционно привлекательной, в том числе для кредитных организаций и институтов развития. «Расширение применения стандартов устойчивого развития на весь цикл обращения с отходами позволит создать здоровую градацию и классификацию объектов – от менее зеленых к более зеленым. При этом компании, соответствующие стандартам, смогут претендовать на меры поддержки отрасли в приоритетном порядке. Кроме того, со временем для зеленых компаний станут доступны льготные условия получения услуг в финансовых организациях», – отметил в комментариях для «Ведомостей» глава РЭО Денис Буцаев.
Первую версию методических рекомендаций по зеленому финансированию в середине 2020 г. опубликовал ВЭБ. Замглавы института развития Николай Цехомский тогда пояснял, что проекты, соответствующие рекомендациям, будут иметь более выгодные условия финансирования. Именно ВЭБ и Минэкономразвития разработали методологию отбора зеленых проектов.
Как сообщил на прошлой неделе директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Александр Киревнин, Минэк совместно с Минфином и Центробанком сейчас разрабатывают проект дорожной карты по мерам стимулирования устойчивого развития. «На первоначальном этапе необходима система мер государственной поддержки, стимулирующая к реализации зеленых инвестиционных проектов. Здесь мы движемся сразу по двум направлениям – создание механизмов монетарной и немонетарной финансовой господдержки», – сообщил он на ежегодной конференции Российско-германской внешнеторговой палаты. В частности, механизм монетарной финансовой господдержки включает в себя предоставление субсидий на возмещение затрат на верификацию и на уплату купонного дохода, а также снижение налоговой ставки для увеличения инвестпривлекательности зеленых облигаций. «Эти меры позволят, как мы планируем, выпустить первые зеленые облигации уже по национальным стандартам к концу 2021 г.», – подчеркнул Киревнин.
По итогам 2019 г. объем выпусков зеленых облигаций в мире вырос на 50% до $257,7 млрд. В России зеленое финансирование только формируется. Первые зеленые облигации на 1,1 млрд руб. с доходностью 9,76% в декабре 2018 г. разместила на Московской бирже компания-концессионер «Ресурсосбережение ХМАО». Средства от размещения планировалось направить на проект строительства полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО для Нефтеюганска, Пыть-Яха и поселений Нефтеюганского района. В 2019 г. зеленые облигации также выпустило АО «РЖД»: железнодорожная монополия разместила евробонды на 500 млн евро с доходностью 2,2%. Позднее доразмещение зеленых облигаций было в 2020 и 2021 гг. Привлеченные у инвесторов деньги РЖД собирается направить на закупку электролокомотивов и электропоездов.
По данным РЭО, в прошлом году в России образовалось 54,4 млн т ТКО, из которых большая часть (около 90%) оказалась на свалках и полигонах. В рамках реформы мусорной отрасли ставится цель: к 2024 г. утилизироваться должно до 36% отходов от всего объема ТКО. К 2030 г. в России должны быть введены в эксплуатацию мощности по обработке 49,5 млн т ТКО в год и утилизации 18,5 млн т отходов, уточняют в РЭО. В это нужно вложить около 350 млрд руб.
Сейчас создано менее 25% необходимых мощностей по обращению с отходами, говорит руководитель экспертно-аналитической платформы Infragreen Светлана Бик. В первую очередь в России, по ее мнению, нужно строить мусоросортировочные комплексы. Включение в перечень всех этапов цикла работы с отходами необходимо для дальнейшего сбалансированного развития отрасли, уверена она. «Нельзя создавать систему зеленого финансирования и оставлять за порогом ту сферу, с которой каждый человек соприкасается изо дня в день», – добавляет эксперт. Объем зеленого финансирования, который может быть привлечен в виде облигаций, пока сложно оценить, говорит Бик. Все зависит от готовности эмитента выпускать такие бумаги. Ведь для этого надо совершить внутри компании реальную ESG-трансформацию, получить соответствующие рейтинги и заключение независимого верификатора, поясняет она.
В Газпромбанке, который участвовал в разработке таксономии зеленых проектов, заявили «Ведомостям», что текущий перечень для отбора и так «более чем солидный». В него уже вошли проекты в сфере как раздельного сбора, сортировки и транспортировки ТКО, так и утилизации бытовых отходов во вторичное сырье; выработки электрической и тепловой энергии из них; создания и модернизации инфраструктуры для обработки и утилизации отходов отдельных категорий и т. д.
Также, по мнению банка, вопросы сбора ТКО (если это не раздельный сбор мусора) и захоронения основной массы неопасных отходов (IV–V классов) не могут быть включены в перечень зеленых проектов.
В свою очередь, Бик подчеркивает, что включение в таксономию того или иного мусорного проекта не гарантирует автоматического предоставления зеленого финансирования.