Регулирование выбросов парниковых газов в России начнется со следующего года
Это поможет смягчить последствия введения европейского трансграничного углеродного налога«Наша модель углеродного регулирования будет действовать на территории всей страны уже со следующего года», – заявил во вторник министр экономического развития Максим Решетников в ходе заседания комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды.
Базовые принципы такого регулирования будут закреплены законом «Об ограничении выбросов парниковых газов», проект которого правительство вносит на рассмотрение Госдумы. Документ предусматривает запуск углеродного регулирования на основе учета выбросов парниковых газов, создание всей необходимой инфраструктуры для появления рынков углеродных единиц и условий для привлечения инвестиций в климатические проекты.
«Увеличение выбросов парниковых газов все еще является неотъемлемым следствием экономического роста, поэтому перед правительством стоит задача обеспечить устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие страны с низким уровнем выбросов парниковых газов без ведения жесткого регулирования, без дополнительной налоговой нагрузки на бизнес», – подчеркнул министр.
В соответствии с новым законом будет запущен государственный учет выбросов парниковых газов: крупные предприятия будут ежегодно предоставлять отчетность о выбросах в уполномоченный орган, который определит правительство. Первыми такие данные будут предоставлять крупные компании с объемом выбросов более 150 000 т эквивалента углекислого газа в год. А после 2024 г. это будут обязаны делать и предприятия с объемом выбросов более 50 000 т.
11
подзаконных актов предстоит разработать и принять в течение полугода вместе с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов»
За несвоевременную подачу отчетов или недостоверную информацию будет установлена административная ответственность – соответствующие поправки планируется внести в Кодекс административных правонарушений. «Раскрытие информации поможет понять, как мы движемся к цели, обозначенной президентом, какие способы сокращения выбросов с учетом отраслевой специфики наиболее результативные, – пояснил Решетников. – А для самих предприятий это реальная возможность привлекать инвестиции в климатические проекты по модернизации производства».
Вместе с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» в течение полугода предстоит разработать и принять 11 подзаконных актов для его реализации, в том числе порядок государственного учета выбросов парниковых газов и представления углеродной отчетности, перечень регулируемых парниковых газов, целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов, критерии климатических проектов и др. «Кроме этого необходимо подготовить изменения в Кодекс административных правонарушений и Налоговый кодекс, – отметил Решетников. – К этой работе мы уже приступили вместе с коллегами из Минфина и Минюста». Важно, чтобы вступление в силу закона было синхронизировано со всем пакетом нормативных актов, подчеркнул министр.
«В рамках достижения целей Парижского соглашения все больше стран заявляют амбициозные планы по сокращению выбросов парниковых газов, – напомнил глава Минэкономразвития. – Утверждена дорожная карта Зеленого курса Евросоюза: она предусматривает разработку так называемого налога на углерод, что существенно повлияет на нашу экономику и структуру экспорта. В этой ситуации нам необходимо интегрироваться в происходящие процессы перестройки глобальной экономики».
«С учетом существующей на текущий момент неопределенности в отношении углеродного регулирования федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» обеспечивает все необходимые функции, которые позволят объективно оценить риски такого регулирования и определить применимость тех или иных механизмов для снижения этих рисков, – считает директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Владимир Лукин.
Особенно важно, что не возникнут новые риски, связанные с избыточным регулированием». Особо эксперты отмечают нежелание правительства прибегать к жесткому регулированию выбросов. «Текущая версия закона во многом компромиссная, – подчеркивает руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» ЦСР Ирина Поминова. – Она не предполагает введения платы за выбросы парниковых газов, против чего активно выступал бизнес».
«В текущей редакции законопроект предполагает, по сути, единственный источник издержек бизнеса – внедрение системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов», – добавляет Лукин. Однако эта мягкость может стать поводом для недовольства наших западных партнеров. «Одна из основных декларируемых целей углеродного регулирования в Европе – борьба с переносом углеродоемких производств из Европейского союза в юрисдикции с менее строгим регулированием, – объясняет партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Иван Кухнин. – Реализация предложений Минэкономразвития не создает административного и финансового давления на отечественные компании, сравнимого с европейским, поэтому не уравнивает российских и европейских эмитентов парниковых газов. Таким образом, предпосылки введения углеродного налога со стороны ЕС останутся, пока строгость регулирования в России будет значительно ниже, чем в Европе».