Очередная авария в Суэцком канале ставит под вопрос его надежность
На этом могут заработать «Российские железные дороги»Прошла всего неделя с того момента, как контейнеровоз Ever Given, заблокировавший Суэцкий канал, сняли с мели, как в похожей ситуации на юге транспортной артерии оказался танкер Minerva Nike. Последствия очередной аварии удалось ликвидировать практически сразу, но вопрос выбора альтернативных маршрутов для международной логистики обострился. Проблема еще и в том, что за последние месяцы морские контейнерные перевозки подорожали в 4–5 раз.
Растет и товарооборот между Китаем и странами ЕС: в прошлом году Пекин стал основным торговым партнером Брюсселя, опередив США. «Несмотря на проблемы, связанные с пандемией COVID-19, показатели товарооборота ЕС и Китая в 2020 г. выросли, – напоминает в беседе с «Ведомостями» представитель оператора пломбирования грузов ЦРЦП. – При этом объем европейского экспорта в Китай увеличился на 2,2% до 202,5 млрд евро, импорта из КНР – на 5,6% до 383,5 млрд евро. Рост в основе своей произошел за счет промышленных товаров».
В сложившихся условиях важно сделать такие поставки более быстрыми и надежными, и в этом смысле наземные маршруты, проходящие через Россию, уже доказали свою высокую эффективность, так как железнодорожные перевозки являются едва ли не единственным бесшовным, бесконтактным и бесперебойным способом доставки груза из Юго-Восточной Азии в Европу, не говоря уже о скорости.
«Скорость доставки контейнеров на основных направлениях составляет в среднем 1100–1200 км в сутки с учетом прохождения всех границ, конкретно из Китая в Европу доставка занимает от 12 до 14 суток. Это гораздо быстрее, чем у морского транспорта, автотранспорта и сопоставимо с авиацией – с учетом первой и последней миль и всех операций по обработке контейнеров на терминалах», – рассказали «Ведомостям» в «Российских железных дорогах» (РЖД), уточнив, что на существующем маршруте Китай – Европа – Китай большую роль играют сотрудничество российских, казахстанских и белорусских железных дорог в рамках совместного предприятия ОТЛК ЕРА, а также стабильная тарифная политика: РЖД не повышала ставки на контейнерный транзит по своей сети с 2011 г.
Помимо основного маршрута Китай – Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию развиваются маршруты по Транссибу через российский Дальний Восток (Забайкальск, Гродеково) и через Монголию (Наушки), на западе расширяются перевозки через погранпереходы Калининградской области, а также мультимодальные маршруты с задействованием морских линий.
В перспективе может заработать еще один международный маршрут – транспортный коридор Север – Юг, связывающий Индию, Иран и Россию. Он может стать эффективной альтернативой Суэцкому каналу, уверен посол Ирана в Москве Казем Джалали. Соглашение о создании этого коридора было подписано в 2000 г. и ратифицировано двумя годами позднее. Но чтобы он заработал на полную мощность, необходимо достроить недостающий ж/д участок между Рештом в Иране и Астарой в Азербайджане. Сейчас грузы на этом участке перевозятся автотранспортом, что сдерживает развитие всего маршрута протяженностью 7200 км из-за необходимости двойного перегруза товара с одного вида транспорта на другой.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты в целом поддержали идею создания новых транспортных коридоров и развития уже существующих, но перспективы именно маршрута Север – Юг они пока считают довольно туманными. В частности, руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китая группы компаний AsstrA Владислав Мартин отметил, что его основная сложность в том, что одним из главных звеньев транспортной цепи станет Иран.
«Это может вызвать осложнения в будущем, поскольку у этой страны очень непростые отношения с западными партнерами. Но, разумеется, если этот железнодорожный путь свяжет только Индию, Иран и Россию, доставлять между ними грузы будет проще», – говорит эксперт. Впрочем, эти опасения могут перевесить соображения существенного снижения расходов на транспортировку, так как стоимость прохода одного судна через Суэцкий канал – примерно $300 000. «К тому же не стоит забывать, что новый железнодорожный маршрут может помочь снизить выбросы углекислого газа, на которые сейчас обращают свое внимание многие правительства в попытках максимально их сократить», – добавляет Мартин.
Однако открытым остается вопрос, успеют ли Россия и ее партнеры реализовать свои планы быстрее конкурентов. Например, Израиль и ОАЭ запустили проект по модернизации порта Эйлат и соединению Израиля с транспортной сетью на Ближнем Востоке. ОАЭ собираются выделить на него $10 млрд, почти половину из которых инвестируют в продление ж/д линии Хайфа – Бейт-Шеан до границы с Иорданией.