Банк России ищет сговоры частных инвесторов в Telegram-каналах

Эксперты считают беспокойство регулятора оправданным
Рост числа частных инвесторов повлек за собой развитие тематических каналов в соцсетях и мессенджерах
Рост числа частных инвесторов повлек за собой развитие тематических каналов в соцсетях и мессенджерах / Евгений Разумный / Ведомости

Банк России озаботился влиянием социальных сетей на биржевые торги. Регулятора беспокоят анонимные рекомендации в Telegram-каналах и иных источниках, которые могут публиковаться с целью манипулирования рынком, сообщил директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях в интервью «РИА Новости».

Он подчеркнул, что, в принципе, инвесторы могут обсуждать в интернете ситуацию на рынке и свои действия. «Но грань между законными и незаконными действиями здесь очень тонкая, – сказал Лях. – Поэтому подобные обсуждения в социальных сетях интересуют нас с точки зрения оценки, какое влияние это может оказывать на торги и может ли это привести к аномальному ценообразованию на рынке».

Эксперты считают беспокойство регулятора вполне оправданным. «В прошлом году роль непрофессиональных инвесторов резко возросла, и США стали ярким примером массового входа новичков на рынки, – указывает партнер Capital Lab Евгений Шатов. – Показательным примером является кейс GameStop и феномен-мем game stonks, где розничные инвесторы организовывались на развлекательных сайтах типа Reddit и разгоняли акции».

В России падение ставок по вкладам, а также введение налога на проценты с депозитов выше 1 млн руб. тоже вызвало массовый приход новичков на фондовый рынок. Но повторение американской ситуации у нас невозможно. «В США же в основном фонды открывают короткие позиции, а в России существуют ограничения, согласно которым фонды не могут открывать шорт-позиции, – объясняет Шатов. – А значит, создать прецедент, подобный GameStop, достаточно проблематично. Кроме того, на российском рынке акций реализован целый ряд механизмов, которые дают возможность оперативно реагировать на случаи дестабилизации цен и высокую волатильность. В частности, это перевод торгов акциями в режим дискретного аукциона, а также ограничение предела дневного изменения цены неликвидных акций в случае необоснованного движения цен».

Однако другие эксперты считают повторение американской истории в России вполне возможным. На российском рынке есть только 10–12 бумаг (например, «Сбер», «Газпром» и «Норникель»), которые обладают значимой ликвидностью, поэтому с ними такую ситуацию повторить сложно, говорит заместитель генерального директора «Алор брокера» Максим Дремин.

«Но все остальное – это бумаги с такой низкой ликвидностью, что даже группа из 100 человек может существенно влиять на котировки этих бумаг, – уверен он. – Раньше было много прецедентов, когда малоликвидные бумаги на российском рынке улетали на 100–200% за несколько дней. А сейчас, с учетом того что число участников на рынке исчисляется миллионами, это стало еще более реалистичной историей». Рост числа частных инвесторов повлек за собой развитие многочисленных тематических каналов в соцсетях и мессенджерах, которые фактически являются готовой площадкой для координационных действий, отмечает Дремин.

«Проблема реальна, она существует уже давно, просто нашим регуляторам пока не хватало какого-то международного примера, чтобы начать это отслеживать», – согласен заместитель генерального директора по активным операциям ИК «Велес капитал» Евгений Шиленков. Он считает, что некоторые анонимные Telegram-каналы провоцируют свою аудиторию на определенные действия на рынке. «Это наиболее эффективно работает в малоликвидных акциях», – объясняет Шиленков.