Структура российского госдолга вызвала опасения Счетной палаты
Доля облигаций с плавающей ставкой выросла до 33,5% при безопасном уровне в 25%За прошлый год структура российского госдолга кардинально изменилась, причем не в лучшую сторону. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП). Доля облигаций с переменным купоном, доходность по которым зависит от инфляции, ключевой ставки ЦБ или ставки денежного рынка (RUONIA), в общем объеме государственного внутреннего долга России выросла с 18,4 до 33,5% на 1 января 2020 г. При том что безопасной отметкой считается 25%, говорится в промежуточных результатах мониторинга выполнения программ государственных внутренних и внешних заимствований Счетной палаты.
Превышение безопасного уровня увеличивает процентный риск для федерального бюджета, предупреждает аудитор Алексей Саватюгин. Однако эксперты указывают на другое, более важное последствие увлечения Минфина облигациями с плавающим купонным доходом: снижение доли госдолга, принадлежащего нерезидентам. Если в январе 2020 г. их доля составляла 52%, то в октябре она рухнула до 4,1%, подсчитали в Счетной палате. Впрочем, уже в ноябре доля нерезидентов начала расти – 5,7%, в декабре достигла 21,3%, а на 1 января 2021 г. составила 23,3%. Как полагают в СП, это связано с прекращением со второй половины ноября 2020 г. размещения Минфином бумаг с плавающим купонным доходом (ОФЗ-ПК). «Для нерезидентов плавающая ставка выступает дополнительным риском: на фоне резкого роста спроса со стороны локальных покупателей и роста объемов размещений бумаг сохранение слабого спроса нерезидентов привело к снижению их доли в размещениях», – объясняет экономист «Открытие Research» Андрей Никандров.
В 2020 г. чистое размещение ОФЗ Минфином составило 4,7 трлн руб., в том числе 3 трлн руб., или 64%, ОФЗ с плавающей ставкой, отмечает аналитик «БКС Мир инвестиций» Антон Куликов.
Именно высокая доля «флоатеров» с привязкой к RUONIA стала основной причиной уменьшения доли нерезидентов в ОФЗ, указывает он. «Нерезиденты в меньшей степени заинтересованы в инвестициях в ОФЗ с плавающей ставкой, так как они пытаются играть на разнице в долларовых и рублевых ставках, а также ожиданиях по укреплению рубля при высокой нефти и восстановлении глобальной экономики», – объясняет аналитик.
Впрочем, в Счетной палате акцентируют внимание на опасности большого объема облигаций с переменным доходом именно для российского бюджета. «Превышение безопасного уровня увеличивает процентный риск для федерального бюджета», – предупреждает Саватюгин. По его словам, Счетная палата рекомендует Минфину при проведении государственных внутренних заимствований за счет ОФЗ исходить из необходимости уменьшения процентного риска для федерального бюджета с учетом складывающейся ситуации.
Теоретически дополнительной проблемой для бюджета в связи с большим объемом выпущенных ОФЗ с плавающей ставкой может стать новый курс Банка России на ужесточение денежной политики и повышение ключевой ставки. Однако пока эксперты не видят в этом причины для беспокойства: пятничное повышение ставки на 0,25 п. п. увеличивает расходы бюджета всего на 12 млрд руб. в год, или 0,05% от 23 трлн руб. расходов федерального бюджета в 2020 г. «Рисков для бюджета не возникнет, даже если ключевая ставка вырастет еще на 0,5% до 5%, о чем сигнализирует ЦБ, – уверяет Куликов. – Однако и после такого роста запас по повышению ставки останется огромным, так как Россия имеет низкую долговую нагрузку к ВВП – 22%».
Повышение ключевой ставки на 1 п. п. приведет к росту расходов бюджета на обслуживание существующего долга на 47 млрд руб. в год, подсчитал, в свою очередь, Никандров. «Рост расходов бюджета произойдет не сразу, поскольку купонный доход для части плавающих выпусков рассчитывается от значения ставки денежного рынка RUONIA, привязанной к ключевой ставке, с лагом до шести месяцев», – напоминает он.