Россияне возвращаются к привычной жизни

В феврале начали восстанавливаться расходы граждан на ремонт, занятия спортом и развлечения
Социальная напряженность, связанная с пандемией, спадает, и в феврале развлечения и спорт пришли на смену лечению/ Евгений Разумный / Ведомости

В феврале потребительские расходы россиян выросли на 2,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, выяснили аналитики «СберИндекса». Это максимальный показатель с начала пандемии. Главной причиной активизации потребления в «Сбере» считают «снижение воспринимаемого уровня риска, связанного с коронавирусом».

Примечательно, что восстановление расходов происходит не только в товарной рознице, где в отдельных сегментах, таких как бытовая техника, компьютеры, электроника и одежда, месячный рост составил 15–20%, но и в секторе услуг. К примеру, в феврале в сегменте «спорт» расходы в годовом выражении повысились на 18,8%. Оплата контрактных услуг (включающих в себя в том числе строительные работы, поклейку обоев, сантехнические услуги, помощь при переездах, замену домашних окон и т. п.) выросла на 23,9%.

Положительная динамика была отмечена даже в такой провальной отрасли, как развлечения. В целом в феврале траты россиян на развлечения все еще были на треть ниже, чем год назад, но отставание стабильно сокращается. Для сравнения: в октябре и ноябре разрыв с прошлогодним показателем составлял более 60%, в январе – почти 40%. За последнюю неделю февраля в сегменте «развлечения» расходы граждан в годовом выражении снизились на 19,9% против снижения на 33,6%, зафиксированного неделей ранее, подчеркивают аналитики «СберИндекса».

Развлечения и спорт пришли на смену лечению: расходы на покупку лекарств в феврале снизились на 6,4%, в то время как осенью прошлого года росли почти на 20% ежемесячно. Траты на медицинские услуги уменьшились на 0,9%.

2,6%

на столько в феврале выросли потребительские расходы россиян по отношению к аналогичному периоду прошлого года

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, социальная напряженность, связанная с пандемией, постепенно спадает благодаря начавшейся вакцинации. «Риски снижаются, и люди постепенно переходят от сберегательной модели к потребительской.

Однако делать фундаментальные выводы о росте спроса и потребления пока рано», – говорит экономист. Он ссылается на данные Росстата, которые пока показывают месячное падение оборота товаров и услуг. «Сбер» анализирует транзакции по картам, а карты – прерогатива больших городов и людей, относящихся в основном к среднему классу и выше. Таким образом, в этих данных не учитывается потребление примерно половины населения страны», – объясняет Остапкович.

Мнение Остапковича разделяет и заместитель директора Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Олег Засов. «Потребление должно расти, поскольку в конце января были смягчены ограничения на деятельность ряда услуг и снижалась заболеваемость, – отмечает он. – Однако по отношению к прошлогоднему февралю рост выглядит чрезмерным. Мы ожидаем, что по итогам года потребление будет ниже прошлогоднего».

Зато руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина данные «Сбера» находит вполне обоснованными. «Высокие показатели расходов могут быть обусловлены несколькими факторами, – указывает она. – Во-первых, из-за изменений в налоговом законодательстве ряд работодателей выплатили все положенные премии высокооплачиваемым сотрудникам в 2020 г., что, в свою очередь, поддержало спрос. Во-вторых, рост потребления в годовом выражении обусловлен эффектом низкой базы прошлого года. В-третьих, свою роль также играет эффект отложенного спроса после постепенного снятия карантинных ограничений, который привел к всплеску потребления».

Тем не менее и Павлюшина не ожидает в будущем значительного роста потребления. Увеличение трат на категорию «спорт» она связывает с низкой базой прошлого года, а также с быстрой адаптацией фитнес-клубов под меняющиеся предпочтения потребителей: после снятия жестких карантинных ограничений посетители спортивных клубов стали выбирать абонементы на более короткие сроки. «Рост расходов на контрактные услуги отчасти обусловлен действующей программой льготной ипотеки, а также ростом желания россиян обустраивать жилье в период первых двух волн распространения COVID-19», – объясняет Павлюшина.

«Защитная модель поведения населения сохраняется, – уверена она. – Экономика России вновь вполне может оказаться под давлением низкого спроса. Выход из такого кризиса потребует гораздо больше времени. По оценкам международных аналитических агентств, восстановительный период будет варьироваться от двух до пяти лет».

Генеральный директор международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов говорит, что на собственном примере ощущает оживление спроса в сегменте «развлечения». «Конечно, рынок развлечений ощущает восстановление спроса, причем динамика его восстановления была очень интересной, – рассказывает он. – В первые две недели после отмены локдауна в июле 2020 г. спрос скачкообразно вернулся на доковидный уровень. Это был отложенный спрос – те клиенты, которые давно хотели прийти на квест, но из-за ограничений не могли этого сделать. Но потом снова произошло достаточно сильное падение. А в декабре 2020 г. начал ощущаться возврат клиентов – люди насиделись дома и теперь хотят зарядиться эмоциями».

Результаты февраля оказались лучшими за последнее полугодие, по сравнению с прошлым годом выручка снизилась на 20%, отмечает Жиганов. «Спрос у нас сезонный, с мая он традиционно начинает падать, и показатели июля – самые низкие. Поэтому на доковидный уровень мы вернемся не раньше октября-ноября, если не будет новых потрясений», – подчеркивает предприниматель.