Продовольственная инфляция начинает тормозить

Рост цен на продукты в январе существенно замедлился по сравнению с декабрем, сообщил Росстат
Овощи стали лидерами роста цен и в России, и в Евросоюзе
Овощи стали лидерами роста цен и в России, и в Евросоюзе / Максим Стулов / Ведомости

Продовольственная инфляция на продукты питания в январе достигла 8,2% в годовом исчислении, сообщил Росстат. Это гораздо выше, чем в европейских странах. Например, во Франции этот показатель составил 1,1%, в Италии – 0,6%, в Германии – 2,1%, а в среднем по Евросоюзу цены на продовольствие выросли по сравнению с январем прошлого года на 1,1%. Однако темпы инфляции в России замедляются: если в декабре продукты подорожали на 1,9%, то в январе – на 1,2%. В Европе же продовольствие дорожает все быстрее: цены выросли на 0,9% в январе после снижения на 0,4% в декабре.

«В январе по сравнению с декабрем в России, как и в ЕС, среди наблюдаемых групп продуктов питания наибольший прирост цен был отмечен на овощи – 6,3%, – отмечает Росстат. – Цены на рыбу и морепродукты в России увеличились на 0,8% (в ЕС на 1,3%), на хлебобулочные изделия и крупы, а также на мясо и мясопродукты – на 0,6% (в ЕС на 0,3% и 0,4% соответственно). Молочные изделия, сыры и яйца подорожали на 0,3% (в странах ЕС в среднем на 0,5%), масла и жиры – на 0,2% (в ЕС на 1,6%), сахар, джем, мед, шоколад и конфеты – на 0,1% (в ЕС в среднем на 0,7%)».

Как поясняют эксперты, в России завершается второй всплеск инфляции, который начался с октября 2020 г. (первый всплеск произошел в апреле – июне, он был вызван потребительским ажиотажем из-за COVID-19, ростом цен на мировом рынке и ослаблением российской валюты). Так что вскоре рост цен на продукты вернется к нормальным темпам.

«В последние годы рост индекса потребительских цен в России находится около цели Банка России по инфляции, и нет оснований полагать, что в этом году будет иначе», – указывает начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ Владимир Бессонов. На текущий год Банк России определил таргет по инфляции на уровне 4%. «Конечно, есть угрозы ускорения инфляции в связи с ростом цен на зерновые, потому что они используются для изготовления корма для скота. Соответственно, если дорожают зерновые, то через какое-то время будет дорожать и мясная продукция, – предупреждает экономист. – Однако рост цен будет скорее умеренный».

Главным риском ускорения продовольственной инфляции в России остаются высокие мировые цены на продукты, которые делают экспорт более привлекательным для производителей, чем поставки на внутренний рынок. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в январе мировые цены на продовольствие достигли максимума за шесть лет из-за возросшего спроса со стороны Китая, уязвимости цепочек поставок продуктов и неблагоприятных погодных условий. Аналитики Bloomberg в связи с этим выступили с прогнозом, что рост цен на продукты приведет к серьезным социально-экономическим проблемам в «крупнейших странах со средним уровнем дохода населения, жители которых тратят на еду большую часть потребительской корзины». В том числе в России.

Отечественные эксперты с этим не согласны. «У нас высокий уровень самообеспечения продукцией сельского хозяйства, мы достаточно слабо зависим от мирового рынка», – отмечает Бессонов. Поэтому влияние мировых цен на внутрироссийские, по его мнению, будет ограниченным и добавит к инфляции в годовом выражении в худшем случае 2 процентных пункта. «Страны, вынужденные много импортировать продовольствия, чтобы прокормить свое население, зависят от мировых цен гораздо сильнее. К тому же у российского правительства есть инструменты, чтобы сделать внешний рынок для производителей менее привлекательным и повысить предложение на рынке внутреннем», – добавляет эксперт.

С Бессоновым согласен и экономист по России Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «На мой взгляд, директивное ограничение потребительских цен уже действует: цены на сахар и масло уже растут слабыми темпами, т. е. цены стабилизируются», – отмечает он.