Правительство утвердило новую программу льготного кредитования бизнеса
При условии сохранения занятости компании смогут получить до 500 млн рублей под 3% годовыхПремьер Михаил Мишустин утвердил новую программу поддержки предпринимателей: на смену программе льготных кредитов «ФОТ 2.0», действие которой заканчивается 1 апреля, придет новая – «ФОТ 3.0», на которую будет направлено порядка 7,7 млрд руб.
Главное отличие новой программы – теперь ставка льготного кредита будет не 2%, а 3%. «Это небольшое повышение, учитывая то, что экономика постепенно восстанавливается», – отметил глава кабмина. По оценкам правительства, финансовой помощью в рамках новой программы смогут воспользоваться около 75 000 предпринимателей, в компаниях которых работает порядка 1,5 млн человек. «Такая мера государственной поддержки даст бизнесу новый импульс к развитию», – отметил Мишустин.
Принять участие в новой программе смогут как небольшие, так и крупные компании из наименее восстановившихся отраслей, включая гостиничный и ресторанный бизнес. Размер кредита будет зависеть от количества сотрудников, занятых в организации, но максимальная сумма установлена в 500 млн руб. Главное условие: заемщик должен сохранить не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора. Кредит можно будет оформить с 9 марта по 1 июля 2021 г. на срок до 12 месяцев. Поручителем выступит государство в лице ВЭБ.РФ, что расширит доступ компаний к кредитованию.
Деньги, выделенные правительством, пойдут на возмещение банкам разницы между льготной процентной ставкой и рыночной, а также на погашение задолженности заемщиков за первое полугодие. В частности, государство будет ежемесячно выплачивать банкам 6% от фактически сформированной задолженности.
Банки будут подсчитывать ее и направлять запрос в Минэкономразвития на выделение соответствующей суммы. «Заемщиками по новой программе «ФОТ 3.0» могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в невосстановившихся отраслях российской экономики, к которым относится в том числе деятельность в сфере общественного питания, культуры, спорта и развлечений, организации мероприятий, а также туристический бизнес», – поясняют в Минэке.
7,7 млрд руб.
заложенные правительством, пойдут на субсидирование льготной ставки
Предприниматели и эксперты считают, что новая программа не будет так популярна у бизнеса, как предыдущая. «В отличие от «ФОТ 2.0» списания кредитов при выполнении условий в конце программы на этот раз не ожидается, – объяснил «Ведомостям» уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. – То есть перед нами программа коммерческого кредитования, но по уникально низким ставкам. Надо подчеркнуть, что заложенные правительством 7,7 млрд руб. пойдут именно на субсидирование льготной ставки, т. е. конечная сумма кредитов будет в разы больше».
Бизнес-омбудсмен указывает на дополнительные ограничения новой программы. «В основу выбора заемщиков снова положен принцип ОКВЭД. Плюс к этому в постановлении правительства прямо указывается, что претендовать на кредиты по «ФОТ 3.0» могут только те, кто уже участвовал в «ФОТ 2.0». Это заведомо сужает круг получателей», – отмечает Титов.
По его мнению, для более широкой и эффективной поддержки бизнеса нужны дополнительные меры. «Нужна налоговая амнистия по состоянию на февраль для предприятий, которые за прошлый год потеряли в выручке более 30%. Без этого многие работодатели не смогут продержаться. Кроме этого бизнесу помогут заморозка кадастровой стоимости, продление права пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества», – считает он.
Гендиректор компании Ralf Ringer Андрей Бережной отмечает, что в условиях падения спроса новая программа льготного кредитования не будет востребована у бизнеса. «ФОТ 2.0» и «ФОТ 3.0» – это две большие разницы, – заявил предприниматель «Ведомостям». – В «ФОТ 2.0», который действительно помог, тело кредита и проценты списываются. В «ФОТ 3.0» только ставка ниже. Получается, что максимальный выигрыш для предпринимателя составит 12,5 млн руб., если он возьмет кредит на 500 млн по ставке 3% годовых на полгода, так как текущая коммерческая ставка сегодня составляет 8% годовых. Причем для получения 12,5 млн руб. нужно сильно потрудиться и взять на себя обязательства по сохранению персонала».
Предприниматель отмечает, что один линейный служащий обходится компании в 1 млн руб. в год, учитывая зарплату и налоги, а занятость определяется уровнем потребительского спроса. «Спрос ощутимо упал как в количественном выражении (раньше покупали с избытком и для удовольствия тоже), так и в стоимостном (дорогие и маржинальные опции востребованы меньше – либо люди экономят, либо денег просто нет), – указывает Бережной. – Такой вид обуви, как детский ботинок из натуральной кожи и на натуральном меху, просто умирает – дорог для людей. В такой ситуации выгоднее сокращать персонал, чем брать кредит с обязательством неувольнений».
Даже очень дешевыми кредитами невозможно создать дополнительный потребительский спрос, отмечает бизнесмен. «А с дополнительного дохода в 12,5 млн особенного демпинга против импортных конкурентов не устроишь», – констатирует глава Ralf Ringer.
Генеральный директор международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов тоже считает, что «новые меры поддержки бизнес вряд ли воспримет с восторгом». «Хотя бы потому, что критерий сохранения не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора государство оценивает достаточно специфично – в описании этого требования очень много размытых и неизмеримых показателей, которые мы должны соблюсти», – объясняет он.
По мнению Жиганова, сейчас необходимы две меры поддержки бизнеса: во-первых, ощутимое понижение страховых взносов – «например, как это делают для резидентов «Сколково»; во-вторых, полное исключение на 2021 г. налоговых и административных проверок для пострадавших отраслей. «Лучшее, что может сделать наше государство для предпринимателей, – не обременять проверками и обязательствами и дать прийти в себя после локдауна», – заключает предприниматель.
При этом Жиганов отмечает, что ситуация сегодня лучше, чем была весной прошлого года. «Индустрия развлечений начинает восстанавливаться: некоторые компании меняют направления бизнеса, часть бизнеса предпочитает объединяться с более сильными игроками, кто-то, как наша компания, активно развивает интернет-направления – онлайн-корпоративы, специальные рекламные проекты для b2b-рынка и т. д. Пандемия стала драйвером и эволюцией изменения стандартных моделей бизнеса – практически все компании ушли в гибридные модели и претерпевают глобальную трансформацию», – рассказывает он.