Минфин предложил пакет изменений в Налоговый кодекс
Новации должны помочь экономике восстановиться после пандемииВ пятницу Минфин разместил на портале раскрытия правовой информации законопроект на 37 страницах о внесении изменений в Налоговый кодекс. «Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот, – пояснил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов.
Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур». В целом документ направлен на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения, подчеркивают в Минфине.
Наиболее существенной поправкой, предусмотренной новым законопроектом, можно считать сохранение до 2024 г. 50%-ного ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль. «Это позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное <...> перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет», – отмечают в Минфине.
Согласно Налоговому кодексу России, организации могут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытка, полученного в предыдущие периоды. В 2016 г. было введено ограничение, согласно которому в 2017–2020 гг. налоговая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на убытки предыдущих периодов не более чем на 50%.
Минфин предлагал продлить это ограничение до конца 2024 г., аргументируя это необходимостью поддержки региональных бюджетов, которые существенно зависят от поступлений по налогу на прибыль. Законодатели с фискальным ведомством тогда не согласились, ограничив действие этой нормы 2021 годом. Теперь, на фоне последствий пандемии, Минфин вновь возвращается к своему предложению. «Сегодня убытки – это объективная реальность для бизнеса, но, по всей видимости, между интересами бюджетов регионов и налогоплательщиков правительство предлагает поддержать регионы», – констатирует партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов.
Еще одна заметная новация – расширение перечня налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников. «Это необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения», – объясняет Минфин.
«Хочется верить, что речь идет не об исключении или ограничении возможности применять ставку 5% по налогу, которым облагаются дивиденды иностранных инвесторов от международных холдинговых компаний. Если эта льгота будет отменена или ограничена, это будет плохой новостью для иностранных инвесторов и снизит инвестиционную привлекательность режима САР», – комментирует Орлов.
Усиливает нагрузку на бизнес и еще одно изменение – ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта.
«Прежде всего, правительство беспокоит дефицит бюджета, в связи с чем оно нацелено на пополнение бюджетов всех уровней и в меньшей степени обращает внимание на трудности, с которыми столкнулся бизнес, который тоже нуждается в поддержке», – констатирует Орлов.
Впрочем, поддержка отраслей и проектов в новом законопроекте тоже предполагается, но она носит исключительно точечный характер. Например – применение понижающего коэффициента по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты, продление действия до 2023 г. пониженной ставки налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020–2021 гг. на март 2022 г. с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.
Ряд новаций касается налогоплательщиков-граждан, но они тоже носят узконаправленный характер: освобождение детей-инвалидов (их представителей) от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов и т. п.
Наконец, еще одна группа изменений направлена на повышение качества администрирования собираемости налогов. «Еще один шаг к сервисному будущему налоговой службы планируется сделать в отношении налога на имущество по объектам, налог по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, в том числе торговым и бизнес-центрам, – указывает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. – На фоне споров вокруг обоснованности использования кадастровой стоимости для налоговых целей такой сервис может оказаться слишком навязчивым».