Количество регионов с дефицитным бюджетом выросло вдвое

Тем не менее кризисный год субъекты Федерации завершили лучше, чем ожидалось
Даже в разгар кризиса регионы не снижали социальные расходы
Даже в разгар кризиса регионы не снижали социальные расходы / Евгений Разумный / Ведомости

По итогам прошлого года почти в 2 раза увеличилось количество регионов с дефицитным бюджетом. Если в 2019 г. таковых было 32, то в 2020 г. уже 60, подсчитали аналитики «Эксперт РА». Налоговые и неналоговые доходы бюджетов сократились в 41 регионе, при этом сильнее всего их падение ощутили субъекты с высокой долей поступлений от сырьевого сектора.

В 46 субъектах увеличился государственный долг, а в 49 регионах долговая нагрузка превысила 40%. Но, несмотря на это, замечают авторы исследования, благодаря своевременным антикризисным мерам, принятым на федеральном уровне, кризисный год регионы завершили лучше, чем ожидалось.

Вопреки ожиданиям некоторые отрасли экономики в 2020 г. продемонстрировали совсем незначительный спад, а некоторые даже показали рост. «Промышленность снизилась на 2,9%, при этом в структуре промышленности обрабатывающие производства продемонстрировали рост на 0,3%, – отмечает старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева. – Сферы строительства и сельского хозяйства показали рост на 0,1 и 1,5% соответственно». Самое сильное снижение показали розничная торговля и сфера услуг – 4,1 и 17,3%.

Доходы бюджетов снизились в среднем на 2,5%, или на 233,8 млрд руб. «Отрицательная динамика сложилась не по всем налогам: НДФЛ прибавил 7,9%, акцизы выросли на 6,3%, а УСН – на 0,6%, – отмечает Галиева. – Просели налог на прибыль организаций (на 13%) и налог на имущество организаций (на 1,1%)».

При этом снижения расходов регионы себе позволить не могли (за исключением Сахалинской области и Чукотского автономного округа): их совокупные расходы выросли на 16,8%. «Регионы выполнили свои социальные обязательства, реализовывали антикризисные меры по поддержанию экономики, увеличилось финансирование по социальным расходам, в частности по здравоохранению», – поясняет Галиева.

«Поскольку принятые в России ограничительные меры оказались менее масштабными, чем во многих других странах, совокупный дефицит бюджетов российских регионов не достиг катастрофических значений», – отмечает вице-президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов.

Более половины регионов завершили год с дефицитом: совокупный дефицит региональных бюджетов составил 708,4 млрд руб. Из этой суммы почти 20% пришлось на Москву и чуть больше 10% – на Московскую область. «На центральные развитые регионы, такие как Москва и Московская область, пришелся основной удар пандемии, здесь были приняты самые жесткие ограничительные меры, что в большей степени сказалось как на сокращении доходной базы региональных бюджетов, так и на значениях объемов мер поддержки», – объясняет Баймуратов.

Доходы регионов зависят от структуры экономики, объясняет заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная. «Визуально накладывая карту структуры экономики на карту падения налоговых доходов регионов, мы видим четкую корреляцию, – отмечает она. – Ведь нельзя не согласиться, что Москва с ее колоссальным объемом сферы услуг в структуре экономики должна была в какой-то степени иметь сопоставимые потери по выпадающим доходам регионального бюджета».

На фоне растущих бюджетных дефицитов совокупный долг регионов тоже вырос и составил 2,5 трлн руб., что на 18,1% выше уровня 2019 г. Но условно безопасный уровень долговой нагрузки удалось не превысить. «Долговая нагрузка приросла в 52 регионах, – отмечает Галиева. – Несмотря на рост долга, его структура стала более комфортной благодаря диверсификации и удлинению срока заимствований в результате размещения облигаций».

Регионы планируют постепенное сокращение бюджетных дефицитов. В частности, Москва рассчитывает выйти на сбалансированный бюджет уже к 2023 г. Однако реализация этих планов зависит от темпов восстановления экономики регионов, отмечает Баймуратов. Кроме того, до сих пор существует неопределенность в развитии эпидемиологической ситуации. «2019 год не был отмечен значительным экономическим ростом, что в совокупности с результатами 2020 г. дает почву для беспокойства касательно темпов восстановления экономики», – замечает эксперт.

Не стоит забывать и о социально-политических факторах, таких как выборы в Госдуму, добавляет Школьная: «Политические решения по отдельным регионам могут оказать дополнительное воздействие на интенсификацию бюджетных процессов».

Даже в разгар кризиса регионы не снижали социальные расходы