Франция предлагает ЕС выйти из Энергетической хартии

На российские энергетические планы в Европе это не повлияет, считают эксперты
VALENTINA PETROVA / AFP
VALENTINA PETROVA / AFP

Франция направила в Еврокомиссию письмо о необходимости подготовки скоординированного выхода ЕС из Договора к Энергетической хартии (ДЭХ)– международного юридически обязывающего документа, созданного в начале 90-х гг. для регулирования инвестиций, торговли и транзита в энергетической отрасли.

В частности, договор включает обязательство государств-членов облегчать транзит энергетических материалов и продуктов через свою территорию в соответствии с принципом свободы транзита, а также обязательство обеспечивать уже сложившиеся потоки транзита.

Авторы письма – французские министры экономики и финансов Бруно Ле Мэр, внешней торговли Франк Ристер, по европейским делам Клеман Бон и экологического перехода Барбара Помпили – считают, что реформирование существующего договора слишком затянулось. Мало того, дальнейшие дискуссии вряд ли приведут к заметному прогрессу в ближайшие годы, поскольку не все страны разделяют амбиции Европы по борьбе с климатическими изменениями. Например, Азербайджан, Туркмения, Казахстан, Монголия и Узбекистан по-прежнему сильно зависят от ископаемого топлива, так что переход к зеленой энергетике, являющийся целью стран ЕС, явно не в их интересах.

Европейская энергетическая хартия была разработана в 1991 г., когда речь в основном шла о таких энергоносителях, как нефть и газ, и главной заботой европейцев было обеспечение бесперебойных поставок углеводородов из стран бывшего Советского Союза.

«Страны – члены ЕС будут инвестировать в экономику государств Восточной Европы, которые взамен на вклады будут обеспечивать Запад энергией и энергоносителями. Восточная Европа, как никогда, нуждается в инвестициях, в то же время страны ЕС стремятся к независимости от других энергопоставщиков, таких как страны ОПЕК, и к диверсификации поставок энергоносителей», – объяснял на заседании ЕС в июне 1990 г. инициатор Энергетической хартии, премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс.

Но по мере реформирования глобальных энергетических рынков и смещения интересов их участников в сторону ВИЭ и экологии ЕС в 2019 г. принял решение провести ревизию текста ДЭХа, исключив ископаемое топливо из сферы его действия.

В беседе с «Ведомостями» доцент департамента зарубежного регионоведения и научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Сергей Шеин напомнил, что еще в сентябре прошлого года депутаты Европарламента указывали, что хартия защищает иностранные инвестиции в проекты по добыче углеводородов, которые приводят к эмиссии парниковых газов. И не случайно Франция в процессе инициирования выхода из этого документа играет первую скрипку в Европе, ведь именно президент страны Эмманюэль Макрон сделал климатическую повестку одним из центральных направлений своей внешней и внутренней политики.

«Вдобавок смысла в Энергетической хартии значительно поубавилось после отказа России от ее ратификации, – указывает Шеин. – Весь этот сюжет – это еще одно подтверждение того, что институты, механизмы и инструменты регионального и глобального управления, которые сложились после холодной войны, становятся неактуальны, а реформировать их оказывается долго, дорого и болезненно ввиду все более разнящихся интересов участников».

С этим мнением согласна и директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова, отметившая, что документ уже не выполняет ту роль, ради которой его писали изначально. С имплементацией Третьего энергопакета ЕС создал менее комфортные условия работы на своем энергетическом рынке, чем предусмотрено ДЭХом. «В каком-то смысле уход ЕС может положительно сказаться на Энергетической хартии, поскольку остающиеся члены и наблюдатели по-прежнему собираются уделять серьезное внимание ископаемым топливам», – считает Белова.

При этом никаких немедленных и неблагоприятных последствий после одностороннего выхода ЕС для оставшихся участников не будет, указывает Шеин, поскольку уже сделанные инвестиции все равно получат полную защиту в рамках ДЭХа на ближайшие 20 лет. На дальнейшее развитие энергетических отношений Европы и России это так же не повлияет, говорит Белова. Москва вышла из этого соглашения еще в 2009 г., так и не ратифицировав его. К тому же основным публичным инструментом для Москвы и Брюсселя остается энергодиалог, замороженный в 2014 г. «В том числе и поэтому развал ДЭХа никак не повлияет на реализацию совместных проектов, в данном случае куда важнее существующие и, возможно, будущие санкции», – уверена Белова.

С другой стороны, попытка выхода из этого договора имеет высокую важность для дальнейшего внутреннего развития самого ЕС, ведь, по сути, она может стать очередным тестом на солидарность стран – участниц Европейского союза, предполагает Шеин.