Инвестиционный импорт растет третий месяц подряд
Российские предприятия вновь инвестируют в развитие производстваИмпорт в Россию растет третий месяц подряд, выяснили экономисты Центра развития НИУ ВШЭ. При этом стоимость импорта второй месяц подряд превышает уровни прошлого года, отмечают они в «Комментарии о государстве и бизнесе».
«С учетом стран СНГ стоимость всего импорта в методологии платежного баланса оценивается на уровне $17,3 млрд. Но если в декабре рост составлял 3,6% (год к году), то в начале текущего года – 0,9% (год к году). С устраненной сезонностью импорт растет третий месяц подряд», – подчеркивают в Центре развития.
Примерно 90% всего импорта приходится на страны дальнего зарубежья. Более половины этого импорта (51%) – продукция машиностроения. «В январе выросли закупки по всем ключевым товарным подгруппам, таким как механическое оборудование, электрооборудование, наземный транспорт, инструменты и оптика. Стоимость каждой из них превысила уровень января прошлого года», – объясняют эксперты. В стоимостном выражении ввоз этих товаров в январе 2021 г. ускорился до 9% (год к году) по сравнению с ростом на 7% (год к году) в предыдущем месяце.
Кроме машиностроительной продукции с устраненной сезонностью вырос импорт продукции химической промышленности (за счет продуктов органической и неорганической химии, парфюмерии и фармацевтики), продовольствия (за счет растительного масла, напитков, овощей и рыбы) и автотранспортных средств. Однако у последних положительный тренд может скоро завершиться: продажи новых автомобилей идут слабо. В январе они снизились на 4,2% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составили 95 200 шт.
«При сохранении тенденции последних двух месяцев стоимость импорта товаров в 2021 г. может увеличиться до $254–257 млрд – на 6–7% по сравнению с прошлым годом. Снятие ограничительных мер в сфере услуг приведет к росту доходов значительной части населения и реализации части отложенного спроса на импортные товары», – прогнозируют в ВШЭ.
«Рост импорта свидетельствует о росте инвестиционной активности предприятий, – говорит старший аналитик «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. – Огрубленное простое правило гласит, что прирост инвестиций в физическом выражении обычно равен примерно половине прироста физического импорта». С этим соглашается и директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
По его словам, рост инвестиционного импорта, такого как машины и оборудование, означает, что у предприятий из обрабатывающего сектора появились деньги на обновление основных фондов, они инвестируют в производство, а это источник промышленного роста. «Практически во всех секторах обрабатывающей промышленности идет рост, и это вселяет оптимизм», – говорит Остапкович.
В число лидеров входят фарминдустрия и химпром, где сейчас наблюдается настоящий производственный бум. Член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов добавляет, что деловую активность стимулирует начало вакцинации от коронавируса, которое дает надежду на скорое восстановление спроса на все основные группы товаров. Однако директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв не столь оптимистичен. «Пока рост импорта – это эффект отложенного спроса и, возможно, ускорения бюджетных расходов в конце года», – говорит он.
«Рост импорта будет продолжаться, но прогнозировать в последующие месяцы его высокие темпы мы бы не стали, в данном случае можно согласиться с прогнозным ориентиром роста в 6–7% по отношению к 2020 г.», – подчеркивает Бишенов. При этом он считает, что «в интересах государства сейчас создавать условия для снижения доли зависимости от импорта, один из наиболее эффективных методов – дальнейшая комплектация особых экономических зон с предоставлением ряда льгот для предприятий, ориентированных на широкую промышленную специализацию».