Россия займется мигрантами на международном уровне

Наше вступление в Международную организацию по миграции запоздало лет на десять
Россия по итогам 2020 г. заняла 4-е место в мире по количеству иммигрантов
Россия по итогам 2020 г. заняла 4-е место в мире по количеству иммигрантов / Андрей Гордеев / Ведомости

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который предлагает принять устав Международной организации по миграции (МОМ). Это формальная процедура, необходимая для вступления России в МОМ. В пояснительной записке к документу отмечается, что устав предусматривает привилегии и иммунитет для представителей государств-членов, генерального директора, его заместителя и работников аппарата администрации. «Таким образом, устав содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации», – объясняется в документе.

При этом вступление в МОМ не приведет к дополнительным правовым или политическим обязательствам, не ограничит права проведения суверенной миграционной политики и позволит продвигать российские интересы в этой сфере. Решение об уплате членских взносов в МОМ отложено на более поздний этап вступления в организацию.

Как поясняют эксперты, для России вступление в МОМ – это прежде всего вопрос статуса и престижа. «Важен сам факт присутствия в международных организациях с высоким авторитетом, – объясняет директор Центра теоретической и прикладной политологии Института общественных наук РАНХиГС Владимир Малахов. – Полноправное членство означает участие в процессе принятия решений. Правда, решения МОМ носят рекомендательный характер – выходящие под ее эгидой документы не являются юридически обязывающими. Но мы живем в эпоху, когда в мировой политике резко возросла значимость символической сферы. Стало быть, иметь возможность участвовать в выработке документов МОМ, влиять на характер формулировок – это важно. А членские взносы там небольшие».

В настоящее время МОМ насчитывает 173 государства-члена. Еще восемь стран имеют статус наблюдателя, в том числе Россия – с 1992 г. «Традиционно МОМ занимается вопросами регулирования миграции, адаптации мигрантов, помощи в разрешении последствий различных кризисов (природных или вызванных деятельностью человека), приводящих к перемещению людей, – рассказывает проректор Российской экономической школы Максим Буев. – МОМ была создана в 1951 г. как межправительственный комитет по решению вопросов миграции, вызванных последствиями Второй мировой войны».

Для России миграционные кризисы не были проблемой. Наиболее острым вопрос остается для развивающихся стран и Европы, в которую устремились потоки нелегальных мигрантов из Северной Африки. Поэтому статуса наблюдателя для России было достаточно, объясняет Буев.

В 1990-х гг. миграционные процессы носили на постсоветском пространстве характер вынужденных переселений. Трудовая миграция стала набирать обороты с 2000-х гг. «Тогда же стало формироваться современное миграционное законодательство и решаться многие вопросы, связанные с положением иностранных граждан и лиц без гражданства», – говорит директор Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко.

По его мнению, нашей стране следовало вступить в МОМ еще лет десять назад. Но этого не случилось, потому что в отечественной элите бытовало мнение, будто Россия не является иммиграционной страной – что в нашем случае иммиграция носит временный характер, наши «гастарбайтеры» не ориентированы на расселение и т. д. «Теперь эта иллюзия опровергнута жизнью, – констатирует Малахов. – Осознав это, российские власти пришли к выводу, что пора вступать в «джентльменский клуб». Не говоря уже о том, что быть членом уважаемых организаций лучше, чем быть маргиналом».

В прошлом году распространение коронавируса поставило ребром вопрос о выработке глобального подхода к регулированию миграции. «Мы не знаем, какое будущее в плане распространения новых вирусов, угроз здоровью нас ждет на планете, но без совместного подхода к регулированию потоков туристов, переселенцев и т. п. мы можем оказаться не готовыми к новым вызовам, – уверен Буев. – Для нашей страны присоединение к МОМ в качестве полноценного члена – это своевременный шаг еще и потому, что долгосрочный экономический рост в России возможен только при росте иммиграции. Членство в МОМ позволит активнее участвовать в регулировании глобальных процессов, продвижении национальной и региональной повесток, изучении и внедрении лучших практик».

Согласно данным январского доклада Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, Россия по итогам 2020 г. заняла 4-е место в мире по количеству иммигрантов (12 млн человек), уступив только США, Германии и Саудовской Аравии и обогнав Великобританию. При этом Россия также заняла 3-е место (после Индии и Мексики) по числу граждан страны, проживающих за рубежом, – 11 млн человек.