Банк России в пятницу оставит ключевую ставку без изменений

Эксперты видят множество потенциальных проблем как от снижения, так и от повышения ставки
Эльвира Набиуллина подождет с повышением ставки до апреля
Эльвира Набиуллина подождет с повышением ставки до апреля / Евгений Разумный / Ведомости

Несмотря на рекомендацию Международного валютного фонда (МВФ) снизить ключевую ставку на 0,5 п.п., Банк России 12 февраля оставит ее без изменений, уверены эксперты. Регулятор предпочтет взять очередную паузу и понаблюдать за инфляцией, полагают эксперты.

Препятствий для снижения ставки на ближайшем заседании у ЦБ предостаточно, указывает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Георгий Ващенко. «Снижение ставки автоматически приведет к снижению доходности ОФЗ, а спрос на ОФЗ, особенно без привязки к инфляции, сейчас и без того низкий, – объясняет он. – Также снижение ставки на фоне высокой инфляции чревато рисками для рубля, поскольку международные инвесторы будут сокращать позиции в рублевых бумагах». Кроме того, снижение ключевой ставки вряд ли приведет к удешевлению кредитов в I квартале, зато снижение банковских ставок по депозитам будет ощутимым.

При этом эксперты не считают вероятным и повышение Центробанком ключевой ставки, даже несмотря на ускорившийся в последнее время рост цен. По мнению аналитиков из МВФ, текущий всплеск инфляции (5,2% в январе) носит временный характер и к концу года ее темпы ощутимо замедлятся – до 3,5% в годовом выражении. Оценки «Открытия Research» совпадают с оценками МВФ по инфляции, отмечает старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич. В отсутствие интенсивного роста цен на продовольствие на мировых рынках и при стабильном курсе рубля инфляция может опуститься ниже целевого уровня Центробанка, т. е. ниже 4%.

«В качестве причин замедления инфляции можно выделить два основных фактора, – говорит Петроневич. – Во-первых, текущее ускорение инфляции вызвано быстрым ростом цен на ограниченном количестве рынков, часть из которых – в частности, цены на плодоовощную продукцию (рост на 16% г/г), сахар (на 64% г/г) – после интенсивного роста могут перейти в режим снижения в конце следующего года в силу эффекта базы. Во-вторых, существенным дезинфляционным фактором остается низкий рост цен на услуги, который в наибольшей степени зависит от ситуации с доходами населения и в наименьшей – от дисбалансов на отдельных рынках. Рост цен на платные услуги, за исключением тарифов естественных монополий, остается на уровне около 2,4%».

Инфляция может начать снижаться уже в марте и этот процесс должен стать более выраженным в апреле – мае, считает старший персональный брокер «БКС мир инвестиций» Виктор Щеглов. Такой сценарий позволит ЦБ избежать повышения ставки в течение года. Основной риск заключается в курсе рубля: если в ближайшие недели российская валюта снова начнет сдавать позиции, то это может привести к новой волне роста цен на импортную продукцию весной – именно в этот период доля импортируемого продовольствия в структуре потребления россиян достигает максимальных годовых значений.

«Укрепление рубля вполне вероятно, если мы не увидим неожиданных санкций со стороны США и Европы, – уверен Щеглов. – Индекс доллара снижается с марта 2020 г., и мы ожидаем, что к концу года курс руб./$ будет равен 70–71 руб. Более точно определить картину инфляции можно будет во второй половине марта – начале апреля. А это означает, что в случае усиления среднесрочных инфляционных рисков самое раннее, когда ЦБ может повысить ставку, произойдет на заседании 23 апреля. В базовом сценарии мы по-прежнему не ждем изменения ключевой ставки на протяжении 2021 г.».

Прогноз Института «Центр развития» НИУ ВШЭ по инфляции на конец года несколько выше оценок МВФ, но практически совпадает с таргетом ЦБ – 4–4,1%. «По нашим предположениям, ценовая динамика в ближайшие месяцы будет, с одной стороны, ограничена медленно восстанавливающимся потребительским спросом, с другой – проинфляционным влиянием ужесточения условий кредитования и роста издержек производителей на фоне необходимости доформирования резервов банками. В связи с этим темпы роста цен продолжат оставаться повышенными до середины года», – поясняет эксперт Центра развития Игорь Сафонов.

По его мнению, сейчас динамика курса рубля не создает проинфляционных рисков, а ожидания участников финансового рынка нейтральны. Поэтому повышение ставки ЦБ в качестве меры реагирования на уже реализовавшийся шок было бы излишним. «Повышение ставок, на наш взгляд, было бы также преждевременным в условиях неопределенности относительно темпов восстановления экономики и спроса», – говорит Сафонов. К возможности нормализации денежно-кредитной политики, по его словам, ЦБ сможет вернуться в марте. Это позволит регулятору иметь пространство для реакции в случае разворота ценовых ожиданий граждан и реализации геополитических рисков.