Пандемия сблизила бизнес и государство

Снижения процентных ставок по кредитам стали для бизнеса главными событиями ушедшего года
Бизнес высоко оценил усилия правительства, утверждает глава РСПП
Бизнес высоко оценил усилия правительства, утверждает глава РСПП / Евгений Разумный / Ведомости

Пандемия, падение цен на нефть, волатильность на валютном рынке и снижение ключевой ставки стали самыми значимыми событиями для бизнеса в 2020 г., свидетельствуют результаты опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) среди своих членов.

Так, 89,1% респондентов сообщили, что на них больше всего повлияли последствия пандемии – закрытие границ, разрывы технологических цепочек, ограничение на перемещения работников и  проч. 63,6% назвали среди главных событий падение цен на нефть в начале прошлого года, а 56,4% – последовательное снижение ключевой ставки Банком России до 4,25%. В топ-5 значимых для бизнеса «событий» также вошли нестабильность на валютном рынке (50,9%) и оказание антикризисной поддержки (49,1%). Среди чуть менее популярных вариантов ответов оказались ускорение цифровизации в компаниях и органах власти (41,8%), принятие поправок в Конституцию РФ (40%), создание вакцин от коронавируса и начало вакцинации (38,2%).

Места ближе к концу первой десятки между собой разделили такие события, как реализация механизма регуляторной гильотины, мораторий на проверки бизнеса и принятие общенационального плана действий для восстановления экономики. За каждый из вариантов свои голоса отдали 34,5% респондентов.

Наименее значимым для представителей бизнеса оказалось введение нового рентного коэффициента при уплате НДПИ. Лишь каждый десятый называл его ключевым событием. Принятие закона о праве правительства РФ ограничивать цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости также почти не взволновало предпринимателей. «Бизнес высоко оценил и антикризисные, и системные меры поддержки, которые позволили многим компаниям не просто продолжить работу, а реализовывать инвестиционные программы, выйти на новые рынки, ускорить цифровизацию и в конечном итоге повысить эффективность и конкурентоспособность», – ­констатирует глава РСПП Александр Шохин.

В РСПП подчеркивают: косвенные меры поддержки сыграли наиболее значимую роль для бизнеса в период пандемии коронавируса. Благодаря решению ЦБ РФ стоимость привлечения финансирования вплотную приблизилась к ставкам, на которые еще недавно могли рассчитывать только особые категории заемщиков. «В то же время одновременное вступление в силу требований об обязательной маркировке ряда товаров стало ложкой дегтя и однозначно было воспринято бизнесом как дополнительная финансовая и административная нагрузка, далеко не всегда обоснованная», – говорится в сообщении союза.

Экономистов результаты опроса РСПП не удивляют. «Большая часть выгоды от государственных мер по поддержке экономики пришлась на предприятия крупного промышленного бизнеса, в том числе на отраслеобразующие и стратегические предприятия, которые входят в союз.

Поэтому меры поддержки были оценены так высоко», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. При этом он подчеркивает, что одним из главных негативных событий года для бизнеса стало беспрецедентное обрушение спроса, как инвестиционного, так и потребительского.

«Подстраиваясь под сократившийся спрос, предприниматели были вынуждены уменьшить объемы производства, – напоминает экономист. – За спадом этих двух фундаментальных показателей тут же последовало ухудшение финансового состояния экономических агентов. В целях оптимизации вынужденных издержек предприниматели начали сокращать численность занятых и фонд оплаты труда, а также ста-ли сбрасывать инвестиционную и инновационную активность своих предприятий. Ухудшение финансового состояния привело к падению прибыли и рентабельности бизнеса, появились заметные проблемы с выполнением долговых обязательств».

Еще одним негативным фактором прошлого года стала неопределенность экономической обстановки. «Это, конечно, крайне негативная ситуация, так как отечественные предприниматели, являясь самыми предприимчивыми предпринимателями в мире из-за нахождения в постоянном регуляторном тренинге, научились бороться с любыми лимитирующими факторами, кроме неопределенности.

В такой ситуации они зачастую не могут оценить соотношение риска, например, от увеличения инвестиционной активности или увеличения занятости по сравнению с тем доходом, который они получат в результате данного маневра», – говорит Остапкович. По его словам, первое, что делают предприниматели в борьбе с неопределенностью, – оптимизируют свои бизнес-планы и сокращают стратегическое планирование своих предприятий. А это априори негативно сказывается на экономическом развитии предприятий, особенно тех, которые выпускают дорогостоящую высокотехнологичную продукцию с длинным инвестиционным и производственным циклом.

По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, реальная господдержка бизнеса стала важнейшим итогом минувшего года. «Пандемия обострила все проблемы бизнеса: на фоне снижающихся доходов и спроса непосильными стали высокие ставки по кредитам, поборы проверяющих и высокие налоги. И бизнес услышали: предоставили льготные кредиты, ввели мораторий на проверки и снизили налоги», – отмечает он. В наступившем году, по его мнению, главное, чтоб не было новых локдаунов. С остальными проблемами бизнес справится.