Минэкономразвития собирается облегчить жизнь резидентам ОЭЗ
Им снизят административную нагрузку и добавят новые налоговые льготыМинэкономразвития внесло в правительство законопроект о поправках в 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ) и Налоговый кодекс. В документе предлагается обнулить налог на прибыль в первые пять лет деятельности резидента ОЭЗ, ускорить амортизацию и возврат НДС.
Изменения также коснутся порядка администрирования ОЭЗ: территории будут создаваться там, где нужно ускорить темпы социально-экономического развития, развить технологии или отрасль или реализовать крупный инвестпроект.
При этом упрощаются процедуры вхождения резидента в ОЭЗ и ее ликвидации (территория может быть ликвидирована, если будет неэффективной в течение трех лет). В отношении ОЭЗ на Северном Кавказе у Минэкономразвития будут особые полномочия: ведомство сможет утверждать застройку территории без процедуры общественных слушаний и учета планов территориального развития. «Предложенные изменения позволят расширить круг потенциальных инвесторов в ОЭЗ, улучшить условия инвестирования для резидентов, а также сократить административную нагрузку для всех участников при создании, развитии и обеспечении функционирования ОЭЗ», – считают в Минэкономразвития.
Эксперты и резиденты неоднозначно воспринимают предложения Минэкономразвития. Бизнес предложения по упрощению процедур воспринимает положительно. «Упрощение процедур создания и управления ОЭЗ, порядка получения и лишения статуса резидента, безусловно, может дать положительный эффект на развитие этого вида преференциального режима», – считает директор центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов.
«В новой редакции 116-ФЗ появляется возможность ускоренной амортизации, соответственно, уменьшается налогооблагаемая база по налогу на имущество и налогу на прибыль, – отмечает директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко. – Также появляется возможность ускоренной процедуры возмещения НДС для резидентов, которые осуществляют промышленную деятельность, и резидентов туристских ОЭЗ. В итоге благодаря особому налоговому режиму и подготовленной инфраструктуре стоимость реализации инвестпроекта на территории ОЭЗ может быть снижена примерно на 30%».
Но при таких условиях новыми резидентами ОЭЗ, скорее всего, станут уже действующие предприятия, а не вновь создаваемые, предупреждают эксперты. «Нулевой налог на прибыль в первые пять лет в первую очередь может привлечь уже действующие организации, так как у большинства вновь создаваемых предприятий налог на прибыть в первые годы равен нулю, потому что прибыли еще нет», – указывает руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Минфина РФ, академик РАЕН Инна Рыкова.
Впрочем, в законопроекте есть и предложения, которые принуждают бизнес к дополнительным издержкам – в регионах, которые необходимо развивать, с точки зрения государства. «Если фокус при создании новых ОЭЗ будет направлен только на регионы с недостаточным уровнем социально-экономического развития, то из-за отсутствия квалифицированных кадров, развитой инженерной инфраструктуры, рынка сбыта, длинного логистического плеча и др. там может не быть достигнут ожидаемый эффект ускоренного развития даже при значительных вложениях бюджетных и частных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ», – считает Фаттахов.
Еще один спорный момент – расширение полномочий министерства в части принятия решений по застройке территорий ОЭЗ. С одной стороны, это позволит оперативно и эффективно решать вопросы, связанные с земельными отношениями, а с другой – создаст дополнительные сложности. «Решения, не учитывающие местной специфики, в ряде случаев могут привести к росту социальной напряженности и, как следствие, к снижению инвестиционной привлекательности ОЭЗ», – опасается генеральный директор ОЭЗ «Дубна» Антон Афанасьев.