У идеи продовольственной помощи бедным россиянам прибавляется сторонников

На прошлой неделе за введение адресной продуктовой поддержки выступили в Счетной палате
Объемы средств, которые государство выделяет на борьбу с бедностью, сейчас явно недостаточны, для того чтобы решить проблему
Объемы средств, которые государство выделяет на борьбу с бедностью, сейчас явно недостаточны, для того чтобы решить проблему / Андрей Гордеев / Ведомости

Одной из главных экономических тем прошедшей недели стало введение дополнительной продовольственной помощи для малоимущих семей. Все началось с отправленного в правительство доклада Минпромторга, в котором говорилось о поддержке нуждающихся слоев населения. К ним, в частности, причислили детей любого возраста, беременных и людей, находящихся в больницах, интернатах и других социальных учреждениях.

Подробностей о том, как в представлении чиновников Минпромторга должна работать эта система, не прозвучало, но, по словам пресс-секретаря премьер-министра Бориса Белякова, введение продовольственных карточек в правительстве сейчас не обсуждается. Тем не менее из опубликованной в СМИ информации известно, что в Минпромторге считают, что соответствующая финансовая помощь нуждающимся россиянам должна тратиться ими на «здоровые» отечественные продукты питания.

Идею введения адресной «продуктовой» помощи нуждающемуся населению неожиданно поддержала Счетная палата. Руководитель департамента аудита социальной защиты и культуры ведомства Ольга Самарина предположила, что для этого могут использоваться специальные бонусные карты, на которые будут ежемесячно начисляться определенные суммы средств или баллы, которые можно потратить на необходимые продукты. В качестве альтернативы, считает чиновница, можно выдавать семьям готовые продуктовые наборы.

Первый вариант показался собеседникам «Ведомостей» более приемлемым. В частности, председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков отметил, что в его городе уже несколько лет назад пришли к необходимости создать специальную «детскую карту», чтобы зачисленную на нее финансовую помощь можно было потратить только на детские товары.

Такой подход, по мнению чиновника, решает сразу две проблемы – оказания помощи нуждающимся и предоставления родителям свободы выбора, недоступной им при формировании условных продуктовых наборов. «Составить наборы продуктов или товаров всегда сложно, потому что невозможно учесть потребности, аллергию на продукты и прочие особенности», – делится опытом Ржаненков.

Депутат Госдумы и сопредседатель регионального штаба ОНФ в Краснодарском крае Светлана Бессараб тоже положительно оценила идею внедрения специальных карточек, на которые могли бы зачисляться средства для помощи малоимущим семьям.

По ее мнению, таким инструментом может стать условная карта «Мир» с определенными ограничениями – при нынешнем уровне цифровизации торговли и маркировки товаров в стране сделать это не составит большого труда. «На мой взгляд, зачастую семьи неблагополучные тратят эти деньги не по назначению, т. е. не на ребенка, – говорит Бессараб. – Поэтому я считаю, что дополнительная адресная помощь семьям должна предоставляться в натуральном выражении, чтобы недобросовестные родители не могли потратить выделенные им деньги на неблаговидные цели». Она считает, что передача условных продуктовых наборов семьям напрямую влечет за собой коррупционные риски, ведь недобросовестные чиновники, отвечающие за закупку необходимых товаров, вполне могут не совладать с искушением принять взятку от коммерческой структуры, рассчитывающей заполучить контракт на госзакупку соответствующих продуктов и товаров.

С этим соглашается и Ржаненков. «Магазины (в которых можно будет тратить эти средства. – «Ведомости») должны проходить отбор и приобрести определенное оборудование для считывания денег с карт. Чтоб избежать коррупциогенных факторов, все процедуры должны быть максимально прозрачными, а условия предоставления мер поддержки – едиными для всех», – сказал он.

Если смотреть на проблему адресной помощи нуждающимся более глобально, продовольственная помощь может оказаться не такой востребованной мерой, как предполагают чиновники. По данным последнего опроса «инФОМ», проведенного по заказу Банка России, о нехватке денег на еду в январе этого года заявили 8% опрошенных – это ровно столько же, сколько и в докризисном январе прошлого года. Гораздо больше проблем с покупкой одежды и обуви – на них, по данным того же опроса, не хватает денег у 28% россиян.

При этом объемы средств, которые государство выделяет на борьбу с бедностью, сейчас явно недостаточны, для того чтобы решить эту проблему, отмечает старший научный сотрудник Института социальной политики ВШЭ Елена Горина. По ее расчетам, доля расходов на адресную помощь в общем объеме расходов на нестраховые меры социальной поддержки в России составляет менее 20% (около 0,4% ВВП).

В Польше и Германии эта доля составляет 50–55%, а в Мексике, Турции и Португалии – 80–90%. Вместе с тем в России существует и проблема адекватной оценки уровня нуждаемости по показателю денежных доходов в условиях высокой распространенности неформальной занятости и серой оплаты труда, указывает эксперт. По некоторым оценкам, в среднем около 1/4 заработной платы скрыто от учета.

«Государственная помощь должна оказываться именно тем, кто в ней действительно нуждается. При этом вся необходимая информация есть в налоговой службе, банковских структурах, социальных регистрах и других ведомствах, чьи информационные системы между собой практически не взаимодействуют», – говорит Ржаненков.

Адекватным выходом из сложившейся ситуации, по мнению Гориной, мог бы стать более перспективный подход, при котором малоимущим получателям предоставляется интегрированная помощь – деньги, плюс услуги, плюс доступ к услугам, занятости и т. д., а не альтернатива «деньги против натуральной помощи». «Это позволяет комплексно решать проблемы малоимущей семьи и сделать помощь более результативной в преодолении бедности, – отмечает она. – Но для этого потребуются кардинальное изменение подходов к оказанию социальной помощи, отлаженное взаимодействие между «сервисными» ведомствами, увеличение численности сотрудников органов социальной защиты, их переобучение и другие изменения».