МЭР и бизнес обсудили риски введения климатического налога ЕС
В Минэкономразвития прошло первое заседание экспертного совета по устойчивому развитию«Можно с уверенностью говорить, что тренд на устойчивое развитие существенно повлияет на деятельность компаний как внутри страны, так и на внешнеэкономическую деятельность», – заявил министр экономического развития Максим Решетников, открывая первое заседание экспертного совета по устойчивому развитию при МЭР.
В нем приняли участие топ-менеджеры «Росатома», «Сбера», Росбанка, «Металлоинвеста», «Русала», «Алросы», «Газпром нефти», «Фосагро», «Интер РАО», «Сахалин энерджи», а также эксперты НИУ ВШЭ и «Сколково». «Мы хотим получить от вас обратную связь: какие у вас идеи, какие проекты вы реализуете, с какими вызовами и возможностями вы сталкиваетесь на внешних рынках, чтобы в оперативном режиме разрабатывать новые решения», – отметил Решетников, обращаясь к представителям бизнеса.
Как выяснилось, больше всего российские компании волнует перспектива введения Евросоюзом углеродного налога. «Введение Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования – вызов для российского бизнеса, – заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. – Оценка углеродного следа может повлиять на издержки российского бизнеса, ориентированного в экспорте на европейские рынки».
«С учетом анонсированного введения в ЕС трансграничного углеродного регулирования оперативное формирование целей по снижению выбросов СО2 как на государственном, так и на корпоративном уровне является особенно актуальной темой», – согласился генеральный директор ПАО «Фосагро», глава Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев.
Не секрет, что западные регуляторы рассматривают углеродный налог как инструмент повышения конкурентоспособности собственных промышленных компаний, все шире использующих дорогую электроэнергию из возобновляемых источников. Поэтому российскому правительству тоже придется проявить жесткость в достижении климатических договоренностей с ЕС.
По словам руководителя департамента стратегии и инноваций компании «Газпром нефть» Сергея Вакуленко, одним из направлений работы экспертного совета должно стать формирование общей переговорной позиции РФ при выработке новых регуляторных, фискальных и тарифных механизмов, связанных с климатической повесткой. «Необходимы механизмы, обеспечивающие честную конкуренцию между различными технологическими путями достижения этих целей, а не преференции той или иной технологии или сектору экономики», – подчеркнул он.
В связи с этим директор по связям с государственными органами ОК «Русал» Олег Вайтман обратил внимание, что на некоторых направлениях российские компании уже сейчас опережают зарубежных конкурентов. «Сейчас одна из наших марок алюминия имеет углеродный след в 2,6 т СО2 при средней европейской цифре 4,2, мировой 13, – рассказал он.
При этом в мире уже намечается тренд, когда крупные клиенты начинают смотреть на то, какую продукцию им поставляют. И некоторые даже готовы платить премию за низкий карбоновый след. Поэтому мы будем предлагать выйти на площадку Еврокомиссии с вопросами по отраслевому регулированию ценообразования на определенные товары, которые имеют углеродный след».
Перспективы введения углеродного налога, а также возможное ужесточение требований западных инвесторов к проектам в плане воздействия на климат волнуют и банкиров. «Мы провели стресс-тестирование нашего портфеля с точки зрения углеродного налога, – рассказала старший вице-президент Сбербанка Татьяна Завьялова. – По итогам анализа для нас очевидно, что требуются комплексные меры по адаптации секторов экономики к новым экономическим условиям, учет климатических рисков в банковском секторе и формирование климатических профилей компаний, которые могут быть использованы банками по аналогии с кредитными историями».
Внедрение технологий, направленных на снижение углеродных выбросов, потребует огромных инвестиций. Однако экономисты считают, что в конечном итоге оно может оказаться прибыльным. «В России сокращать выбросы дешевле, чем в Европейском союзе, а потому наша страна выиграла бы от введения полноценных рыночных инструментов сокращения выбросов и интеграции их с европейскими, – заявил заведующий научно-учебной лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Макаров. – Бизнес опасается углеродного регулирования в стране, так как видит в нем дополнительную налоговую нагрузку. Однако есть множество способов сделать такое регулирование фискально нейтральным. Например, при частичной замене НДПИ на налог на потребление энергии с его дифференциацией по источникам энергии в зависимости от их углеродного следа создаются стимулы к энергосбережению, но это не приводит ни к росту фискальной нагрузки на бизнес в целом, ни к повышению энергетических цен».
При этом задача привлечения финансирования проектов, связанных со снижением выбросов, существенно облегчается растущей популярностью зеленых облигаций. «Мы видим конкретные возможности к расширению продуктов устойчивого финансирования для поддержки российских компаний, – заявил председатель правления Росбанка Илья Поляков. – В их числе зеленые кредиты, зеленые и социальные облигации, зеленые продукты торгового финансирования». В качестве дополнительного стимула он предложил предоставлять «субсидирование или льготное фондирование для банков, которые связаны с устойчивым развитием».
Председатель совета директоров группы компаний Ingka (IKEA) в России Патрик Антони, в свою очередь, предложил стимулировать использование коммерческого электротранспорта, а также обратить особое внимание на развитие индустрии переработки отходов. «В этом направлении мы готовы делиться накопленным опытом и знаниями по применению более экологичных технологий в производстве товаров», – сказал он.