Налоговая служба выявит неэффективные льготы для бизнеса
Результаты анализа пока не планируется применять для пересмотра системы льготФедеральная налоговая служба вместе с Минфином запустила электронную систему мониторинга налоговых льгот в России: специальный программный комплекс систематизирует и анализирует декларации налогоплательщиков и другие данные, чтобы оценить, в какой степени каждая организация использует положенные ей льготы и преференции. «Система мониторинга налоговых льгот создана как инструмент автоматической выборки данных, – пояснили «Ведомостям» в Минфине. – Это позволит повысить качество формируемых сведений и сократит сроки их получения». При этом в ведомстве подчеркивают, что «изменений в системе оценки налоговых льгот не предполагается».
В ФНС ожидают, что система автоматически сформирует данные по налоговым льготам на всех бюджетных уровнях. «При этом повысится качество формируемых сведений, сократятся сроки организации данных, а Минфин России и кураторы налоговых расходов будут обеспечены гибким инструментарием для формирования выборок в разрезе регионов, отраслей и отдельных организаций», – объясняют налоговики.
Для налоговой службы запуск такой системы – важный шаг к повышению эффективности работы, признают эксперты. «Налоговики получают возможность моделирования и оптимизации использования бюджетных средств с максимальной отдачей», – считает доцент Института финансов и устойчивого развития РАНХиГС Олег Филиппов. «Внедрением цифрового инструментария автоматизации процесса мониторинга налоговых льгот ФНС фактически сделал прорыв в наведении порядка в многоуровневой системе действующих налоговых льгот и преференций», – соглашается эксперт Института налогового менеджмента НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.
Подобная система для физических лиц уже реализована на базе Пенсионного фонда. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) позволяет гражданам и органам власти получать актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней каждому человеку по всей стране. Но в отношении компаний глубокий анализ эффективности льгот в России до сих пор не проводился. «Вообще, в науке для анализа эффективности налоговых расходов применяются специальные эконометрические методы, предполагающие выявление эффектов воздействия, но на практике это реализуемо лишь в странах, где есть хорошие базы микроданных по субъектам налогообложения (по отдельным компаниям), – рассказал научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Елисей Леонов. – В России сегодня анализ этого вопроса пока ограничивается расчетом выпадающих доходов в разрезе льгот».
При этом сам процесс анализа жестко регламентируется целым рядом нормативных и рекомендательных документов Минфина России. «Сейчас оценка эффективности налоговых расходов регулируется постановлением правительства, согласно которому этот процесс состоит из двух составляющих: оценки целесообразности и оценки результативности налоговых расходов», – поясняет руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.
Вместе с тем очевидна важность такого анализа – число льгот и преференций сегодня исчисляется сотнями. «Льготы, введенные с целью проведения социально ориентированной налоговой политики, будут оцениваться по их социальной эффективности, – поясняет руководитель Центра налоговой политики НИФИ Минфина России Миляуша Пинская. – Льготы, нацеленные на поддержку реального сектора экономики, – по экономической эффективности. Оценка будет осуществляться на региональном уровне в увязке с достижением целевых показателей госпрограмм».