МФО навязывают клиентам абсурдные услуги

При займе в 5000 рублей объем навязанных услуг может достичь 2500 рублей
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В 2020 г. количество жалоб на навязывание дополнительных услуг микрофинансовыми организациями (МФО) увеличилось более чем втрое по сравнению с 2019 г., свидетельствуют данные Банка России. Значительная часть жалоб связана с навязыванием клиентам дополнительных платных услуг, зачастую бессмысленных. Причем цена этих услуг может достигать неадекватных величин – например, на заем в 5000 руб. могут накрутить допуслуг на 2500 руб.

Аналитический портал Zaim.com, проведя исследование среди 40 МФО, предоставляющих займы онлайн, выявил наиболее часто встречающиеся дополнительные услуги, за которые заемщиков вынуждают платить. В топ вошли страхование (стоимость – около 7–10% от суммы займа), «народный поручитель» (за 5% от суммы займа на специальном сервере можно найти себе поручителя), юридическая и медицинская поддержка (по 900 руб. за каждый вид), предоставление доступа к системе оплаты займа через личный кабинет (5% от суммы займа) с отдельной платой за разблокировку личного кабинета – 2500 руб.

Плюс по мелочи: проверка банковской карты – 100 руб. («Включает в себя сбор, обработку и техническую передачу информации о клиенте сервисной организации, ответственной за обработку данных, с целью получения заключения о возможности факта мошеннических действий», – поясняется на сайте одной МФО); «снижение ставки» – 100 руб. (включает «сбор, обработку и техническую передачу информации о клиенте заимодавцу с целью получения возможности снижения условий по договору займа»). Кроме того, зачастую заемщика заставляют платить за анализ его же кредитной истории, что требуется самой МФО, а не клиенту. Такса – от 150 до 1500 руб.

Константин Бородулин, директор банковских рейтингов Национального рейтингового агентства, полагает, что для наведения порядка в сфере микрофинансов Банку России стоило бы систематизировать и ограничивать перечень дополнительных услуг МФО. Вместе с тем он отметил, что, по информации ЦБ РФ, с января 2021 г. 90% микрофинансовых институтов переходят под исключительный надзор саморегулируемых организаций (СРО), которые будут информировать Банк России о выявленных нарушениях.

Эльман Мехтиев, председатель совета СРО «Мир», не видит ничего удивительного в том, что в условиях достаточно жестких административных ограничений, влияющих на доходность бизнеса, организации начинают уделять большее внимание продажам дополнительных услуг. «С формальной точки зрения финансовые организации все делают по закону. Правда, позже может выясниться, что клиенту была не нужна приобретенная им услуга. Но он сам сознательно поставил подпись», – подчеркивает Мехтиев. По его мнению, лучшее решение в подобных ситуациях – не ограничения, а введение «периода обдумывания», во время которого клиент может отказаться от услуги без компенсации расходов.

Президент СРО «Союз «Микрофинансовый альянс «Институты развития малого и среднего бизнеса» Андрей Лебедев советует заемщикам не только внимательно читать договор, но и заходить на сайты СРО финансовых организаций, проверять реестры. «Ведь часто навязывают услуги и используют иные недобросовестные практики конторы, которые, по сути, не являются МФО – не включены в реестры Банка России и СРО», – подчеркивает эксперт. Фарида Валуева, исполнительный директор МФО Creditter, напоминает, что «любой вопрос с допуслугой можно решить даже после того, как опция была оформлена».