Социальную защиту оцифруют за три года
Пенсии и пособия будут назначаться без заявлений и подтверждающих документовПрограмма охватывает само министерство, а также Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). За три года на их цифровизацию при базовом сценарии выполнения работ будет потрачено 55,9 млрд руб., основная часть придется на ПФР (39,6 млрд руб.). Далее следуют ФСС (9,6 млрд руб.), Роструд (3,7 млрд руб.) и, собственно, Минтруд (3 млрд руб.).
У программы шесть целей. Самая главная, если исходить из распределения средств, – это надежность и безопасность информационных систем и инфраструктуры (на эту цель выделяется 36,1 млрд руб.). Вторая – снижение зависимости от иностранного оборудования и программного обеспечения (10,5 млрд руб.). На третьем месте повышение удовлетворенности граждан госуслугами и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством (6,2 млрд руб.).
За три года предстоит оптимизировать оргструктуру ПФР и ФСС, создать единое информационное пространство для всех четырех ведомств, организовать обмен данными между Минтрудом, ПФР и ФСС. Все документы, касающиеся трудовой деятельности, будут предоставляться в электронном виде, на портале госуслуг у граждан появятся единые личные кабинеты со всей информацией, касающейся их занятости и соцзащиты. Для проверки работодателей будут разработаны умные сервисы, которые станут анализировать интернет-обращения работников в «Онлайнинспекцию.рф».
Во втором полугодии 2021 г. начнет работу Единый контакт-центр (ЕКЦ) для организаций всего социального блока, включающего не только ПФР, ФСС, учреждения медико-социальной экспертизы, но и в перспективе госорганы, региональные и муниципальные организации, предоставляющие меры социальной поддержки, говорит представитель Минтруда: «Цифровизация позволит снизить трудозатраты на рутинные операции и дать возможность работникам сосредоточиться на оказании более широкого спектра услуг».
Одним из ключевых мероприятий является внедрение цифровых инструментов в деятельность службы занятости, сообщили в пресс-службе Роструда. В частности, планируется создание сервисов предоставления и исполнения госуслуг в области содействия занятости населения в электронном виде. Это будет способствовать преобразованию центров занятости в современные кадровые центры, отмечает представитель ведомства, – на ближайшее время запланировано внедрение сервиса подбора резюме и вакансий с использованием машинного обучения.
В ФСС «Ведомостям» заявили, что цифровая трансформация услуг позволит обеспечить выплату социальных пособий напрямую от фонда для 5,4 млн работодателей и 52 млн работников, гарантировать получение пособий по обязательному социальному страхованию независимо от финансового состояния работодателя, снижение нагрузки работодателей и медорганизаций при взаимодействии с ФСС, переход на проактивное исполнение «жизненных ситуаций», а также увеличить долю обращений граждан за государственными услугами ФСС в электронном виде, перечисляет его представитель.
«Выполнение мероприятий по совершенствованию предоставления государственных услуг позволит упростить для граждан процесс назначения пенсий и социальных выплат, а именно, перейти в отдельных случаях на проактивный режим назначения пенсий и выплат, сократить время их назначения», – отметили в ПФР.
К настоящему времени ПФР уже осуществляет проактивное предоставление сертификата на материнский (семейный) капитал, проактивно назначает ежемесячную денежную выплату инвалидам и детям-инвалидам, оформляет СНИЛС на детей, а также осуществляет назначение значительного количества пенсий только на основании сведений, имеющихся в распоряжении ПФР, отметили в Пенсионном фонде. Во всех указанных случаях ПФР получает все необходимые сведения от других органов власти, таким образом для получения указанных услуг гражданам не требуется представление каких-либо документов и посещение клиентских служб ПФР.
В программе цифровой трансформации предусмотрено более 500 различных KPI, начиная от сокращения времени предоставления госуслуг и заканчивая числом пользователей интернет-платформ. Так, удовлетворенность пользователей портала «Работа в России» должна вырасти с 2,5 в 2021 г. до 4 (по пятибалльной шкале) в 2023 г., а доля электронных госуслуг в сфере занятости – с нуля до 60%. Удовлетворенность граждан качеством различных услуг от ПФР и ФСС должна быть не ниже четырех баллов в 2023 г.
Денег на цифровизацию ведомств уже выделено немало. Из приложений к программе следует, что в 2017–2019 гг. ПФР потратил 37,7 млрд руб., ФСС – 9,4 млрд руб., Минтруд – 2,4 млрд руб., а Роструд – 1,7 млрд руб. В приложениях также приводятся оценки цифровой зрелости госуслуг и функций по каждому ведомству. Например, у ПФР из 29 госуслуг две имеют нулевой уровень, а 12 – начальный. На продвинутом и базовом уровнях – по шесть госуслуг. С функциями, т. е. ведомственными процессами, хуже – из 21 функции ПФР 10 имеют нулевой уровень цифровой зрелости, две – начальный. Продвинутых три.
Минтруд оказывает четыре госуслуги и выполняет пять государственных функций, сейчас все на нулевом уровне.
«Эффективность мер поддержки достигается за счет интеграции целого комплекса мер, – пояснили в Минтруде. – Например, при продлении инвалидности автоматически продлевается пенсия по инвалидности. Также важно проактивное информирование граждан о полагающихся мерах поддержки, персонализированные и доступные консультации, удовлетворение имеющихся запросов. Например, на более эффективное трудоустройство, помощь в профориентации или организацию электронного кадрового документооборота».
По словам Виталия Терентьева, GR-директора HeadHunter, пандемия и локдаун выявили проблему недостаточной цифровизации процессов взаимодействия с бизнесом и гражданами со стороны контрольно-надзорных органов во многих областях, включая трудовые отношения и соцзащиту. По его мнению, трехлетний срок цифровой трансформации Минтруда достаточно амбициозен. Терентьев перечисляет главные препятствия для цифровизации в столь сжатые сроки: по-прежнему невысокий уровень цифровой грамотности населения и отдельных сфер бизнеса, наличие регионов с низкой доступностью интернета, а также дефицит цифровых специалистов в стране и на госслужбе в частности, которым под силу реализовать столь амбициозные проекты.
«Заниматься государственными цифровыми платформами для содействия в поиске работы и подборе персонала – ненужная затея и пустая трата денег. Такую услугу государство не должно ни оказывать, ни оцифровывать», – считает президент Superjob Алексей Захаров.
Дмитрий Паршин, директор центра разработки Artezio (входит в группу «Ланит»), говорит, что проект очень сложный, поэтому весьма вероятно, что расходы на его выполнение окажутся выше запланированных на старте. А три года на реализацию – короткий срок для проекта такого масштаба, особенно с учетом задач по импортозамещению как программного обеспечения, так и оборудования, отмечает он.