Банк России создает институт информаторов в коммерческих банках

Регулятор рассчитывает, что они будут сообщать о нарушениях прав граждан в собственной организации
Донося на свою организацию, сотрудник понимает, что подводит ее под проверки
Донося на свою организацию, сотрудник понимает, что подводит ее под проверки / АНДРЕЙ ГОРДЕЕВ / ВЕДОМОСТИ

Банк России заявил, что апробирует механизм «получения сведений о нарушении прав граждан в сфере финансовых услуг от лиц, которые в силу служебных обязанностей располагают информацией о нарушениях прав потребителей финансовых услуг».

Об этом сообщается в докладе «Направления защиты прав потребителей финансовых услуг», опубликованном ЦБ. В частности, в докладе сказано, что регулятор ведет работу по совершенствованию системы внутреннего контроля в финансовых организациях и «в рамках такой работы уделяется внимание популяризации практики создания в финансовых организациях системы информирования о противоправных и неэтичных действиях сотрудников или членов органов управления такой организации».

Банк России ссылается на опыт ряда зарубежных стран, в которых устанавливается приоритет первоначального рассмотрения финансовыми организациями сообщений информаторов внутри компании. Сведения о признаках правонарушения должны быть переданы информаторами ответственному за прием таких сообщений по специальному каналу связи, подразумевается возможность анонимного сообщения.

Организация обязана провести проверку и представить отчет о ее итогах регулятору и информатору. При этом, если информатор опасается репрессий в отношении себя либо противодействия расследованию, он может передать информацию по внешним каналам компетентным государственным органам. А если информатору не поступает отчет о проведенном расследовании ни от организации, ни от регулятора, он может передать информацию в средства массовой информации, сохранив при этом право на защиту.

У банкиров возникают обоснованные сомнения в правомерности этой инициативы ЦБ. «В банке есть система внутреннего контроля, и все сотрудники являются элементами комплаенса и финмониторинга. Если персоналу стало известно о каких-либо неправовых событиях, то он в силу своих должностных обязанностей обязан информировать о них службу комплаенса и противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

В дальнейшем эти службы официально информируют о нарушении Росфинмониторинг», – отметил предправления банка «Фридом финанс» Геннадий Салыч, подчеркнув при этом, что «сотрудник банка не может говорить третьим лицам о каких-то нарушениях в кредитной организации, так как это влечет за собой нарушение банковской тайны».

Некоторые эксперты подчеркивают, что без финансовой мотивации не стоит ждать серьезной активности борцов за правду. «Для работы института информаторов необходимо внедрять стимулирующие меры. На Западе, как правило, речь идет о части штрафа, под который попадает банк. Кроме того, следует понимать, что если вознаграждение окажется небольшим, то вряд ли кто-то решится на донос.

Причем дело не только в том, что к стукачеству в России относятся резко отрицательно, но и в том, что информатор может запросто лишиться работы, так как сохранить анонимность будет довольно сложно, – считает Павел Уткин, ведущий юрист компании «Объединенный юридический центр «Парфенон». Дело в том, что банкиры регулярно общаются с представителями ЦБ РФ и зачастую имеют дружеские взаимоотношения, так что вероятность того, что информатора сдадут его работодателям, очень велика.

Эксперты называют еще один фактор, который сдержит поток сообщений. Донося на свою организацию, сотрудник понимает, что подводит ее под проверки, которые вряд ли коснутся одного отдела или службы. «Таким образом, получается, что сотрудник хоть и косвенно, но и свое финансовое положение подвергает серьезному риску, а в текущей кризисной ситуации вряд ли кто-либо желает оказаться без работы», – поясняет Уткин.

Кроме того, по мнению экспертов, предлагаемая регулятором система дает возможности для злоупотреблений. «Если норма будет принята, то может наблюдаться определенное манипулирование сотрудниками банков в целях воздействия на руководство финансовой организации», – предупреждает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Свечникова.

Управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин обращает внимание и на то, что новый механизм можно будет использовать в недобросовестной конкуренции. «Даже если в результате проверки сообщения о фактах нарушения не подтвердятся, проверка уже сама по себе может создать максимально некомфортные условия для компании, а в некоторых случаях и блокировать ее работу», – поясняет он. Поэтому необходим механизм защиты от злоупотребления такими жалобами, например, в виде ответственности за сообщение заведомо недостоверных сведений. «Но это, в свою очередь, может создать ситуацию, в которой лица, которым известно о нарушениях, не будут о них сообщать просто из страха применения в их отношении санкций», – предупреждает Федюкин.

Юристы обращают внимание на то, что регулятор сейчас активно давит на банки, чтобы упростить жизнь населения. «Поэтому, даже если институт информаторов в конечном итоге и окажется нежизнеспособным, на этом ужесточения не закончатся», – убежден Уткин.