Чем запомнится первый год премьера Михаила Мишустина

Кабинету министров пришлось заниматься совсем не тем, для чего он формировался
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

16 января исполняется год с подписания Владимиром Путиным указа о назначении бывшего главы ФНС Михаила Мишустина председателем правительства. И этот год оказался для премьера серьезным испытанием. Изначально его кабинет должен был хотя бы начать решать задачу вывода экономики из застойного состояния, в котором она пребывает фактически с кризиса 2008 г.

Неслучайно одним из главных терминов в лексиконе нового правительства стала «цифровизация» – Мишустин, хорошо известный в IT-тусовке 90-х, в бытность главой ФНС сделал это ведомство одним из лидеров внедрения цифровых технологий. «Правительство создавалось под политику экономического прорыва, но вынуждено было решать проблемы, связанные с пандемией, – отметил в беседе с «Ведомостями» старший преподаватель МГИМО, политолог Алексей Зудин. – В целом правительство справилось с кризисом – и по оценкам самых разных экспертов, и по оценке президента, которую он дал публично». Действительно, российская экономика перенесла первую волну коронавируса гораздо лучше, чем многие другие страны. За первое полугодие 2020 г. она сократилась на 3,5%; Италия за аналогичный период потеряла 18,3%, Германия – 14,5%, Индия – 19,8%, США – 8%.

Социальная политика

Одной из главных задач правительства Мишустина в период коронакризиса стала помощь наиболее пострадавшим от него категориям населения. Речь в первую очередь идет о различных выплатах семьям с детьми и повышенных пособиях по безработице, в том числе для индивидуальных предпринимателей, которые были вынуждены закрыть свое дело.

«Абсолютно очевидно, что правительство правильно поступило, выдав «бонусы» группам населения, находящимся в самой рискованной зоне, к которой в первую очередь относятся семьи с детьми. Ведь там, где есть дети, общий доход на семью автоматически падает, – говорит экономист, действительный государственный советник РФ Георгий Остапкович. – Так что в целом российское правительство последовало общемировой практике».

Важно, что довести положенные выплаты до тех, кому они предназначались, помогла как раз цифровизация государственных систем. Однако ее уровень, как стало очевидно, оказался далеко не достаточным. В результате в начале июня, когда первая волна пандемии уже шла на спад (в день выявлялось около 2200 заболевших коронавирусом), из общенационального плана действий стало известно, что правительство намерено создать так называемое социальное казначейство. Главный его принцип в том, чтобы меры социальной поддержки населению предоставлялись в беззаявительном порядке.

На решение о создании социального казначейства, очевидно, повлиял скандал, связанный со сбоями в работе сайта «Госуслуги», через который семьи с детьми должны были подавать заявки на выплаты: сразу после объявленной президентом возможности получить такие выплаты сайт «Госуслуги» «лег». Социальное казначейство как раз позволяет избавить тех, кому предназначена поддержка, от извечной российской проблемы – сбора бумажек в различных инстанциях и стояния в очередях. И, надо сказать, этот механизм удалось реализовать по российским меркам быстро: в начале июля Минтруд сообщил, что таким образом были перечислены единовременные выплаты 26 млн семей с детьми до 16 лет. Единовременная «новогодняя» выплата по 5000 руб. на ребенка была реализована по тому же принципу.

Поддержка бизнеса

Другие инициативы правительства, в разработке и принятии которых непосредственно участвовал Мишустин, были направлены на поддержку бизнеса. Льготные кредиты, налоговые каникулы, моратории на налоговые проверки и банкротство компаний значительно помогли бизнесу, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Льготные кредиты на выплату зарплат сотрудникам поддержали большую часть малых и средних предприятий, которые таким образом смогли сохранить порядка 5 млн рабочих мест. А моратории на проверки и отсрочки по выплатам налогов поддержали бизнес в самый сложный период пандемии в стране», – сказал Сигал в беседе с «Ведомостями». Кроме того, в процессе восстановления экономики значительную роль сыграет инициированная правительством программа, благодаря которой стоимость заемных средств для бизнеса и самозанятых сокращается вдвое, уверен Сигал. Дополнительную поддержку восстановительному процессу окажут программы для отдельных отраслей, например льготная ипотека для строительной индустрии, продление «программы кэшбэка» для туристической отрасли, упрощение доступа к льготным инвестиционным кредитам для сельскохозяйственных предприятий и т. д.

В ближайшее время в России будет запущен и новый инвестиционный цикл, который позволит увеличить число рабочих мест. Об этом сам Мишустин заявил 14 января в обращении к участникам Гайдаровского форума. «Главную роль и в повышении благосостояния, и в борьбе с бедностью должны сыграть рост заработной платы и восстановление занятости. Именно такие факторы в первую очередь определяют доходы домохозяйств», – сообщил премьер.

Скорость реакции

Многие эксперты отмечают, что при подготовке решений, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации, правительство Мишустина действует оперативно и расчетливо, что ценно в кризисный период. В качестве примера они приводят реакцию кабинета на скачок розничных цен на продовольствие, в частности на растительное масло и сахар. Буквально на следующий день после того, как президент дал правительству поручение разобраться с ситуаций на продовольственном рынке, премьер подписал постановление о повышении экспортных пошлин на семена подсолнечника и рапс почти в 5 раз – с 6,5 до 30%, чтобы снизить объем их экспорта и сдержать рост цен.

Впрочем, в данном случае такой оперативности есть объяснение. Об угрозе роста цен на продовольствие Минсельхоз заговорил еще в октябре, выступив с предложением ввести квоты на экспорт зерна и подсолнечника. Однако в правительстве сочли квоты слишком коррупциогенным механизмом (строгие критерии для их предоставления сформулированы не были), поэтому Минсельхозу и Минэкономразвития было поручено подумать над другими вариантами. Пока обсуждали альтернативы (в частности, экспортные пошлины), цены пошли в рост. Именно это имел в виду президент, заявляя, что правительство «упустило ситуацию». Так что премьеру пришлось волевым решением использовать пошлины уже как запоздавшую меру. За упущенные осенью несколько недель экономике придется расплачиваться еще пару-тройку месяцев, поскольку инфляция от зерна пошла по всей пищевой цепочке: она уже вызвала рост цен на яйцо, а в дальнейшем, видимо, отразится и на ценах на мясо и молоко. Впрочем, и Банк России, и правительство, и независимые эксперты считают, что весной инфляция вернется к целевым значениям.

Реформа госаппарата

Несмотря на то что Мишустину пришлось решать совсем не те задачи, ради которых он был назначен премьером, о первоначальных целях он не забыл, уверен Зудин. В качестве доказательства этому он приводит проект реформы госаппарата, призванной повысить эффективность работы госструктур. В рамках реформы к апрелю 2021 г. штат чиновников в центральных аппаратах должен быть сокращен на 5%, а в территориальных органах – на 10%. «Начавшаяся реформа госаппарата свидетельствует, что прорывная экономическая стратегия никуда не делась. То, что правительство сейчас приступило к реформе, означает, что цели, которые были обозначены в рамках стратегии, начнут реализовываться, – полагает Зудин. – Борьба с пандемией не заслонила эти цели, сейчас они снова становятся актуальными для правительства».

Максим Стулов / Ведомости