ЦБ продолжает снижать риски для неквалифицированных инвесторов

Теперь им ограничивают доступ к страховым продуктам
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Страховщикам, а также их агентам не следует предлагать гражданам, не обладающим специальными финансовыми знаниями и опытом работы на рынке инвестиций, некоторые страховые продукты с инвестиционной составляющей, говорится в информационном письме Банка России, опубликованном 14 января. Речь идет об инвестиционном страховании жизни (ИСЖ) и отдельных видах договоров накопительного страхования жизни (НСЖ). В частности, ЦБ рекомендует не продавать полисы НСЖ, где предусмотрена единовременная уплата премии или где выплаты зависят от значений активов, предназначенных только для квалифицированных инвесторов.

«Под эти критерии подпадает лишь часть продуктов ИСЖ и НСЖ, подавляющее большинство продуктов ИСЖ и НСЖ имеет установленные (в абсолютных значениях) в момент заключения договора страховую сумму и выкупные суммы, и условия договоров позволяют получить по окончании действия договора как минимум 100% внесенных средств, а с учетом налогового вычета и прочих преференций потребительская ценность возрастает. Но мы согласны, что ряд покупателей могут действительно нуждаться в дополнительной защите их интересов», – пояснил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин.

Как следует из сообщения Банка России, регулятора больше всего волнует проблема продаж ИСЖ и НСЖ в банковских офисах под видом вкладов с повышенной доходностью и неумение клиентов отличать сберегательные продукты от инвестиционных инструментов, что приводит к риску «не только не получить ожидаемую доходность, но и потерять вложенные средства».

По словам Дубровина, ВСС уже ведет и намерен продолжить активный диалог с Банком России и организациями по защите прав потребителей с целью организовать дополнительную защиту потребителей указанных регулятором видов ИСЖ и НСЖ и «свести к нулю проблему покупки неквалифицированным инвестором продукта, сути которого он не понимает».

С публикации подобных рекомендаций ЦБ 16 декабря 2020 г. начиналась и история с ограничением допуска неквалифицированных инвесторов к торговле сложными инструментами, а вскоре появился и соответствующий законопроект, вызвавший волну возмущения среди участников рынка инвестиций («Ведомости» рассказывали об этом 27 декабря). Жесткой критике со стороны участников рынка, в частности, подвергается стремление Банка России лишить неквалифицированных инвесторов доступа к наиболее доходным инструментам (структурным и инвестиционным облигациям, сделкам репо, фьючерсам, опционам и т. д.).

Профессиональные ассоциации – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Ассоциация банков России (АБР) и Национальная финансовая ассоциация (НФА) предложили альтернативу: разделить структурные продукты, доступные неквалифицированным инвесторам, на простые и сложные. К простым предполагается отнести продукты с гарантией возврата капитала и простой формулой расчета дохода (например, в зависимости от индексов или публикуемых курсов). К сложным – все остальные. Такое предложение содержится в письме с замечаниями к законопроекту Банка России об ограничении доступа неквалифицированных инвесторов к сложным финансовым продуктам, которое НАУФОР, АБР и НФА направили в Госдуму.

«Простые продукты могут и даже должны быть доступны неквалифицированным инвесторам при условии, что эти инвесторы успешно пройдут тестирование, выявляющее, насколько они подготовлены к совершению подобных сделок, – считает президент НАУФОР Алексей Тимофеев. – А для доступа неквалифицированных инвесторов к сложным структурным продуктам Банк России может установить дополнительные условия».

Этот подход поддерживает Эдвард Голосов, заместитель президента – председателя правления по инвестиционному и страховому бизнесу «БКС Мир инвестиций», назвавший разделение структурных продуктов на простые и сложные «разумным компромиссом». «Более того, считаем возможным позволить неквалифицированным инвесторам, имеющим опыт работы со структурными продуктами, продолжить работать с ними. Ведь сейчас они неожиданно столкнулись с ограничением доступа к этим продуктам», – отметил эксперт.

При этом Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс», обращает внимание на то, что «основной смысл продаж структурных продуктов – приобщение к рынку именно новых клиентов». «Покупая сложный структурный продукт, клиент, как правило, не понимает, как он работает. А если этот продукт упростить, то опытный инвестор сможет и сам собрать себе аналогичный по свойствам портфель из рыночных инструментов, не приобретая более дорогой «коробочный» продукт у посредника, – объясняет он. – Поэтому отказ от сложных продуктов может привести и к снижению спроса на простые».

В то же время высказываются доводы и в поддержку линии Банка России. «Противники законопроекта ЦБ заявляют, что запрет на сделки со сложными инструментами для неквалифицированных инвесторов – это ограничение свободы, – говорит один из опрошенных «Ведомостями» участников рынка. – Дескать, это все равно что запрещать продажу кухонных ножей, поскольку те часто становятся орудием преступления. Но очень может быть, что правильнее это сравнивать с запретом на приобретение наркотических препаратов без специального рецепта».

Еще одно положение законопроекта, вызывающее споры в финансовом сообществе, – наделение Банка России правом блокировать любые сделки с физлицами, включая квалифицированных инвесторов, если регулятор сочтет, что гражданам предоставляется некачественная или неполная информация о продукте или если инвестор получает доходность меньше чем 2/3 ставки рефинансирования.

Ассоциации предлагают для обеспечения наиболее полного информирования частных инвесторов и исключения мисселинга предоставлять клиентам информацию, требования к которой могут быть установлены на уровне нормативных документов (в страховании жизни с введением таких стандартов мисселинг существенно сократился). «Абсолютно неправильно наделять Банк России полномочиями, которые создают риск для любых сделок с физическими лицами по усмотрению регулятора, – уверен Тимофеев. – Регулятор может иметь право ограничивать предложение финансовых инструментов в случае нарушения соответствующих требований, однако только если существует риск введения в заблуждение большого числа неквалифицированных инвесторов, а само нарушение носит существенный или неоднократный характер».

Генеральный директор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет отмечает, что предоставление информации и донесение ее в доступной для инвестора форме – «единственный путь к выращиванию качественных долгосрочных инвесторов». «Реализация этого подхода в той редакции, которую предложили ассоциации, позволит сохранить баланс между желанием регулятора оперативно действовать в случае признаков ненадлежащей практики и сохранением возможности для участников рынка создавать новые интересные продукты без опасения, что их продажа может быть резко и на непонятных основаниях прекращена», – отмечает эксперт.

Андрей Гордеев / Ведомости