Прощание с офшором
Россия пересмотрела соглашения об избежании двойного налогообложения с популярными юрисдикциямиВесной 2020 г. Минфин инициировал пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с Кипром, Нидерландами, Мальтой и Люксембургом. Всем этим странам были направлены предложения российской стороны по повышению налогов на дивиденды и проценты до 15%.
Кипр поначалу отказался от таких условий, и тогда российский Минфин заявил о полном разрыве СОИДН с этой страной. После чего Никосия пересмотрела свою позицию, соглашение было изменено и новые условия согласованы. Последующие переговоры с Мальтой и Люксембургом проходили не столь бурно, и соглашения были достигнуты на условиях, аналогичных кипрским. Договориться о пересмотре соглашений не удалось только с Нидерландами, в итоге в начале декабря было объявлено о старте законодательных процедур по СОИДН с этой страной.
У идеи пересмотра СОИДН достаточно глубокие корни. С 2012 г. нарастала обеспокоенность государств выводом средств в низконалоговые юрисдикции, и правила ведения бизнеса с квазиофшорами постоянно ужесточались. В этом смысле между налоговыми органами разных стран царит полнейшее взаимопонимание: политики произносят лозунги и вводят санкции, а налоговики наводят мосты, договариваются и обмениваются данными. Все это в конечном итоге выливается в нормативные акты, которые ломают привычные и до недавнего времени представлявшиеся законными и безопасными схемы.
Если рассматривать российскую программу деофшоризации в целом, то, несмотря на повышение налогов в рамках СОИДН с основными квазиофшорными юрисдикциями (Кипром, Люксембургом, Мальтой), можно заметить, что Россия сохраняет для себя и для российских компаний возможности выхода на международные рынки капитала, с одной стороны, и делает менее привлекательным создание сложных схем по выводу капитала из России – с другой.
При этом для крупных структур создаются внутренние офшоры (специальные административные районы, САР) с возможностью для бизнеса применять на их территориях международное право и пользоваться налоговыми льготами, аналогичными тем, что предлагали низконалоговые юрисдикции. Но очевидно, что эти налоговые гавани предназначены в первую очередь для своих, а не иностранных инвесторов. Тем более что все понимают: в среднесрочной перспективе риск санкций будет перевешивать для иностранцев любые привилегии, которые они могут получить в России.