Цели по росту доходов и снижению бедности выглядят недостижимыми

Ни в одном из сценариев их не удастся выполнить в назначенные сроки, утверждает СП
20% малоимущих россиян не получили полагающихся им пособий на детей, выяснила Счетная палата
20% малоимущих россиян не получили полагающихся им пособий на детей, выяснила Счетная палата / Максим Стулов / Ведомости

Государственная политика по обеспечению роста реальных доходов россиян и снижению бедности не способна обеспечить достижение поставленных президентом целей. К такому выводу пришла Счетная палата (СП), проанализировав «итоговые эффекты» работы правительства по этому направлению. По подсчетам СП, ни в одном из сценариев не удастся достичь цели по сокращению бедности к 2024 г. только благодаря экономическому росту.

Экспертные оценки показывают, что 1% экономического роста в среднем сопровождается ростом реальных доходов населения на 1,6–1,7% и снижением бедности на величину от 0,2 до 0,35 п. п. Но даже при самом оптимистичном влиянии роста на снижение бедности ее уровень к 2024 г. составит не менее 9,75%, указывают аудиторы СП. «Скачок уровня бедности в текущем году и постепенное его снижение в последующие годы приведет к тому, что не покрытая экономическим ростом потребность в снижении уровня бедности для достижения целевых значений составит, по разным сценариям, от 3,15 до 4,73 п. п., – говорится в отчете. – Это означает, что при прогнозируемых темпах экономического роста необходима реализация дополнительных мер государственной политики, обладающих прямым влиянием на получение итоговых эффектов по снижению уровня бедности и росту доходов».

Отдельного документа или комплекса мероприятий – например, в форме нацпроекта – в этой сфере не существует, отмечают в СП. Поэтому аудиторам пришлось анализировать все меры госполитики, которые прямо или косвенно касаются доходов населения. Как выяснилось, на рост реальных доходов и снижение бедности были направлены 992 мероприятия в рамках национальных проектов и госпрограмм. Из них лишь примерно две трети (629 проектов и программ) обеспечены финансированием в объеме 17,2 трлн руб. на 2019–2024 гг. Остальные 363 не имеют финансового обеспечения.

Но даже там, где деньги выделены, проблемы сохраняются. Так, по оценкам экспертов, пособия на детей, которые направлены на поддержку малоимущих, поскольку снижают уровень бедности примерно на 2 п. п., с 2014 по 2018 г. не получали около 20% малоимущих. Но подобные оценки возможны лишь для небольшой части мероприятий по борьбе с бедностью из-за недостатка данных. «Панельные данные, которые позволяли бы проводить такую оценку, не собираются, инструменты для оценки итоговых эффектов не разрабатываются, – указывает директор департамента исследований и методологии СП Дарья Цыплакова. – Кроме того, в контур федеральной государственной политики не включена оценка региональных мер, не определены принципы и подходы к оценке пилотных проектов, реализуемых в регионах».

Для исправления ситуации СП направила в правительство ряд рекомендаций. Во-первых, предлагается организовать мониторинг ключевых показателей: реальных доходов, структуры доходов и долговой нагрузки россиян. Сейчас, по оценкам СП, 27% россиян имеют хотя бы один кредит, а у 15% заемщиков на платежи по кредитам уходит более 70% всех доходов.

Во-вторых, нужно сформировать дорожную карту развития Единой государственной информационной системы соцобеспечения (ЕГИССО) в 2020–2024 гг. Также стоит определить высокорезультативные меры, провести оценку их влияния на достижение целей, дополнить выборочное обследование домохозяйств Росстата панельной составляющей или запустить отдельное обследование. Последний пункт, как говорят в Росстате, уже реализован. «Мы тщательно проанализировали предложения коллег из Счетной палаты и постарались учесть их в своей работе, – заявили «Ведомостям» в пресс-службе статведомства. – Во второй половине 2020 г. в экспериментальном порядке начато проведение панельного исследования домохозяйств».

В Минтруде не сомневаются в том, что национальная цель по снижению уровня бедности будет достигнута. Инструменты, применяемые для борьбы с ней, постоянно совершенствуются, утверждают в министерстве. В частности, с этого года изменен подход к установлению прожиточного минимума, от которого зависят размеры социальных выплат и минимального размера оплаты труда (МРОТ): в 2021 г. МРОТ впервые будет установлен выше прожиточного минимума трудоспособного населения.

«С 2021 г. существенно расширятся возможности социального контракта, – рассказывают в пресс-службе Минтруда. – По итогам пилотного проекта 2020 г. была доработана нормативная база, что позволит сделать социальный контракт более эффективным инструментом по выводу семьи из бедности. Также со следующего года планируется увеличить размер ежемесячной выплаты до регионального прожиточного минимума на ребенка в возрасте от трех до семи лет семьям, в которых при нынешнем размере пособия среднедушевой доход не вырастает до уровня прожиточного минимума».

Сформирована и дорожная карта развития ЕГИССО, в результате реализации которой можно будет проактивно предлагать помощь гражданину в зависимости от складывающихся у него обстоятельств (рождение ребенка, установление инвалидности, потеря работы) и повышать адресность мер поддержки, отмечают в Минтруде.

20% малоимущих россиян не получили полагающихся им пособий на детей, выяснила Счетная палата