В новом году прогнозируется снижение зарплат почти на 11%
Среднемесячная зарплата составит всего 89,1% от уровня 2019 года, подсчитал ЦСРРоссийские предприниматели прогнозируют, что зарплаты работников в следующем году снизятся на 10,9% по сравнению с 2019 г. Об этом сообщает Центр стратегических разработок (ЦСР) в декабрьском мониторинге бизнес-климата, составленном по итогам опросов представителей бизнеса. К снижению зарплат предпринимателей вынуждает общеэкономическая ситуация: они ожидают снижения выручки до 86% от докризисного уровня (это на 1,1 п. п. хуже сентябрьских прогнозов), операционной прибыли – до 88% (ухудшение на 4 п. п. по сравнению с сентябрем), спроса – до 90% .
«Кризис заставляет бизнес придерживаться экономной модели поведения – издержки сокращаются, в том числе за счет снижения заработных плат сотрудников, – поясняет директор Вольного экономического общества России Маргарита Ратникова. – Не исключено, что прогноз снижения реальных заработных плат на 10% может сбыться».
При этом серьезных социально-экономических изменений опасаться не стоит, успокаивает эксперт. «Почти каждый третий трудоспособный россиянин получает заработную плату из государственного бюджета, а значит, трети граждан сокращение заработных плат не коснется», – поясняет Ратникова. Во всяком случае, чтобы экономические последствия были существенными, снижение заработной платы должно фиксироваться на протяжении нескольких месяцев. Тем не менее негативные ожидания бизнеса – серьезный сигнал неблагополучной ситуации. «Потребительский спрос – один из основных драйверов экономического роста, а для России его значимость очень велика: последние 10 лет доля потребления хозяйств в структуре российского ВВП составляет около 50%», – напоминает Ратникова.
Даже по самым грубым подсчетам, со снижением зарплат могут столкнуться более 20 млн человек, предупреждает директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова. Это работники таких отраслей, как транспортировка и хранение, легкая, пищевая и тяжелая промышленность. «В данных отраслях компании чаще прибегают к подобной стратегии оптимизации ФОТ, – поясняет она. – В транспорте и хранении доля таких компаний 71%, что почти вдвое выше среднего, в промышленности – 50–60%, что выше среднего в 1,5 раза».