Банк России введет оценку предприятий по риску отмывания денег

Законопроект о создании платформы «Знай своего клиента» поступит в Госдуму на этой неделе
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

На этой неделе на рассмотрение Госдумы будет внесен законопроект о создании платформы «Знай своего клиента» на базе ЦБ, сообщил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Цель – сделать имеющуюся у Банка России информацию более чем о 7 млн предприятий доступной для коммерческих банков. Предприятия будут разделены по риску участия в незаконных финансовых операциях на три категории: высокий риск – красный уровень, средний риск – желтый уровень, низкий риск – зеленый уровень. В отношении клиентов с низким и средним риском банкам разрешат применять минимальный набор контрольных мероприятий, предусмотренных антиотмывочным законодательством.

Так, предприятиям с зеленым уровнем риска не будут отказывать в открытии банковского счета, а также не допускается отказ в проведении операций по переводу денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (если они также имеют зеленый уровень риска). Клиентам с желтым уровнем риска банк сможет при наличии подозрений в отмывании денег отказать в открытии банковского счета и в проведении операций. В отношении лиц с красным уровнем риска устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, на проведение любых операций, прекращение доступа к системе быстрых платежей Банка России, а также запрет на использование электронных средств платежа.

Предполагается, что принятие такого закона позволит существенно снизить объем незаконных финансовых операций и предотвратить проникновение преступных доходов в финансовый сектор. Кроме того, банки смогут снизить издержки на соблюдение требований законодательства по борьбе с отмыванием денег. «Наряду с этим принятие законопроекта позволит снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес, снизить количество дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций, акцентировать работу кредитных организаций только на сомнительных клиентах, а также снизить уровень вовлеченности кредитных организаций в проведение сомнительных операций», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

По информации Банка России, добросовестное поведение на рынке сегодня демонстрирует 99% компаний, данными о которых располагает ведомство. Еще 0,3% ЦБ относит в категорию среднего риска. Остальные 0,7% считаются нарушителями антиотмывочного законодательства и могут столкнуться с отказом в проведении финансовых операций.

Как утверждает Аксаков, закон планируют рассмотреть в первом чтении в январе 2021 г. и принять в весеннюю сессию. «Думаю, что работа будет непростой, поскольку к этому законопроекту есть уже и критические замечания», – считает Аксаков. Причем возможные проблемы эксперты видят как для бизнеса, так и для банков. «Для банков соблюдение закона сопряжено с издержками на содержание комплаенс-службы и с оттоком клиентов, чьи счета банк вынужденно блокирует под страхом отзыва лицензии, – считает Тимур Тажиров, адвокат Forward Legal. – Для бизнеса соблюдение и так чрезмерно жесткого закона создает убытки, так как компании теряют деньги от блокировки счетов, вынуждены судиться с банками и оспаривать необоснованные блокировки, а также держать штат сотрудников для предоставления банкам большого объема документов по их запросам».

Однако в целом инициативу ЦБ эксперты признают правильной, поскольку она позволит бизнесу более чутко реагировать на требования ЦБ и Росфинмониторинга. Кроме того, клиенты и контрагенты смогут более обоснованно оценивать риски взаимодействия с конкретными компаниями. «Конечно, остается ряд вопросов: насколько качественно будет проработана данная платформа, по каким критериям будет оцениваться бизнес, что будет представлять из себя процедура последующей работы с данными и процедура реагирования на них, – отмечает управляющий партнер BMS Group. – Многое зависит и от того, какой будет процедура реагирования на содержащиеся в информационной базе данные».