Зарплаты бюджетников растут, но это никого не радует

За восемь лет зарплата бюджетников выросла почти вдвое. Но в основном – за счет ужесточения условий труда, выяснила Счетная палата
Ведомство Алексея Кудрина узнало много интересного про зарплаты бюджетников
Ведомство Алексея Кудрина узнало много интересного про зарплаты бюджетников / Андрей Гордеев / Ведомости

В 2012–2019 гг. зарплата бюджетников в целом по стране выросла в 1,8 раза. При этом работники образовательных организаций в 2019 г. получали в 1,95 раза больше, чем в 2012 г., а медицинские работники – в 2,1 раза больше. Такой вывод сделали аудиторы Счетной палаты (СП), проанализировав реализацию майских указов президента 2012 г. Один из таких указов содержал требование увеличить размер реальной заработной платы бюджетников в 1,5 раза за семь лет.

По словам аудитора СП Сергея Штогрина, «федеральные и региональные органы власти приняли целый ряд нормативных документов, которые стали более справедливо регулировать оплату труда в бюджетной сфере». При расчете показателя средней заработной платы по региону стали учитываться и граждане, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Однако во многих случаях зарплаты выросли за счет жесткого сокращения персонала и увеличения нагрузки. Так, по данным Росстата, младшего медицинского персонала за 2013–2019 гг. стало меньше на 61,3%, социальных работников – на 32,6%. Общая численность сотрудников по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5%, подчеркивают в СП. «При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%», – отмечают аудиторы.

Но и с собственно увеличением зарплат все оказалось непросто. Проанализировав практику Конституционного суда, специалисты СП пришли к выводу, что во многих случаях рост зарплат происходил не за счет увеличения оклада, а за счет премий, за которые руководители заставляли своих подчиненных работать сверхурочно или совмещая несколько должностей. В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из одних категорий переводились в другие. «Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», – подчеркивает Штогрин.

Анализ СП подтвердил, что остается актуальной и старая проблема – большая разница между зарплатами бюджетников в разных регионах. «Регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в подведомственных госучреждениях, – отмечается в отчете СП. – В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9359 руб., а в Пермском крае – 2755 руб. Как следствие, это привело к необоснованной дифференциации в размере окладов бюджетников и существенно затруднило реализацию президентских указов для ряда субъектов».

«В целом ситуация с зарплатами бюджетников за последние восемь лет улучшилась, однако сохраняется региональный перекос, который способствует перетоку кадров из регионы в столицу, – говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Ведомство Алексея Кудрина узнало много интересного про зарплаты бюджетников

– Связано это не только с разным состоянием региональных бюджетов, но и с тем, что уровень зарплат рассчитывается с оглядкой на региональный МРОТ. И получается, что специалисты одного уровня из одной сферы в Москве получают в 2–3 раза больше, чем в отдельных регионах. Чтобы изменить ситуацию, надо ориентироваться на один показатель по всей стране».

Широв также отмечает, что хуже приходится бюджетникам в тех организациях, которые полностью зависят от госфинансирования и не имеют внебюджетных доходов – заработков за счет предоставления платных услуг. Тогда им приходится идти на разные уловки.

В целом ряде регионов поставленные цели по росту зарплат бюджетников в 2019 г. не были достигнуты, констатирует Штогрин. «Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показателей не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент – «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»: показатели не достигнуты в 43 регионах», – указывает он.

Всего, по данным Росстата, из 1020 региональных показателей (12 категорий бюджетных работников в 85 регионах) в 2019 г. не были достигнуты 260. «В целом по Российской Федерации до обозначенного указами уровня поднялась средняя зарплата по 5 из 12 категорий бюджетников (по девяти – с учетом отклонения в размере 5%). В первом полугодии 2020 г. не достигнуты целевые значения по четырем категориям (по трем – с учетом отклонения в размере 5%). По ряду категорий недостижение целевых показателей носит системный характер. Например, по младшему медперсоналу и социальным работникам они были достигнуты только однажды», – заключают аудиторы СП.

Неудивительно, что в итоге многие бюджетники остаются недовольны своими зарплатами. По данным общероссийского социологического исследования, проведенного специалистами Академии труда и социальных отношений, доля медицинских работников, включающая врачей, медсестер и санитарок, которые были полностью удовлетворены размером своей заработной платы, составляет лишь 3%.

Одной из главных причин неудовлетворенности системой оплаты труда среди медицинских работников является низкий уровень постоянной части заработной платы, которая составляет не более 40%, выяснили специалисты ВШЭ. «Самой незащищенной категорией являются санитарки. У них премии составляют 65% от зарплаты. Стимулирующие выплаты зачастую маскируют оплату за совмещение ими обслуживаемых зон. Таким образом, руководители больниц стараются сэкономить на фонде оплаты труда», – отмечают экономисты.

Аудиторы СП рекомендуют Министерству труда установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме того, по мнению СП, ряд госпрограмм нужно дополнить показателями, характеризующими поддержание уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами 2012 г.

«Главное – определиться с финансированием, где брать деньги, – напоминает сотрудник НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. – В сложных финансовых условиях руководители организаций пытаются выкрутиться и показать хорошие результаты. А за ними стоят переводы сотрудников на пол- или даже четверть ставки, сокращения и все остальное, что уже сейчас аукнулось нам во время пандемии».