Почти половина работников в России не соответствует должностным требованиям

В результате страдает экономика: низкая производительность труда снижает темпы роста ВВП
Хуже всего то, что в повышении квалификации оказывается не заинтересовано государство
Хуже всего то, что в повышении квалификации оказывается не заинтересовано государство / Андрей Гордеев / Ведомости

45% занятых на рынке труда в России попадают в «квалификационную яму», так как не соответствуют требованиям занимаемых ими рабочих мест. Такой вывод содержится в отчете консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) «Как смягчить несоответствие трудовых навыков современным требованиям».

В результате страдает экономика: низкая производительность труда снижает темпы роста ВВП. Как отмечают в BCG, в России снятие проблемы квалификационной ямы может обеспечить прогнозируемое ежегодное увеличение темпов роста ВВП не менее чем на 1%.

Квалификационная яма – проблема всего мирового рынка труда, отмечают аналитики BCG. В рейтинге стран по соответствию квалификации работников их должностным обязанностям Россия занимает 52-е место из 75. На 51-м месте Мексика, на 53-м – Греция. Наилучшая ситуация сложилась в Нидерландах, где доля рабочей силы с недостаточной или слишком высокой квалификацией составляет 37,7%. В топ-5 также вошли США, Швейцария, Сингапур и Австралия.

Авторы исследования называют одной из основных причин квалификационной ямы в России низкую социальную и профессиональную мобильность работников: страна занимает 81-е место в международном индексе социальной мобильности и 106-е – географической, отмечают аналитики BCG. С другой стороны, россияне любят учиться: в образование в течение всей жизни вовлечено более 15% граждан, а рост образовательного онлайн-сегмента составляет почти 18% в год. Это сглаживает остроту проблемы и может быть использовано для улучшения ситуации. «Активная политика в области занятости должна заключаться в том числе в создании цифровых платформ для переобучения и онлайн-образования и экономическом стимулировании повышения квалификации», – считает один из авторов отчета, партнер BCG Сергей Перапечка.

Здесь можно опереться на зарубежный опыт. «Сингапурская кредитная программа Skills Future поощряет людей к развитию собственных навыков и обучению на протяжении всей жизни. В дополнение к стандартному кредиту в размере 500 долларов США люди старше 25 лет, работающие в секторах, затронутых кризисом, получили еще 500 долларов США в этом году, а те, кому от 40 до 60 лет, получили дополнительно 1000 долларов США. Они могут использовать эти деньги, чтобы записаться на любой из более чем 8000 образовательных курсов», – говорится в исследовании.

В Австралии правительство в рамках помощи экономике, пострадавшей от COVID-19, приняло программу субсидирования безработных, проходящих короткие образовательные онлайн-курсы, и ввело полугодовые кредитные каникулы для тех, у кого есть образовательные займы.

Российские эксперты соглашаются с выводами BCG. «Пандемия углубила квалификационную яму, так как от людей на удаленке требуются математические знания и навыки самоорганизации», – считает президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. По его словам, «вся современная квалификация уходит в цифру». И речь идет не только о специфических направлениях деятельности, а обо всем: медицине, ритейле, секторе услуг и проч. «Сегодняшняя экономика требует креативного подхода и математических знаний, владения понятиями синтеза и анализа. С этим как раз хуже всего. Более 80% населения математически безграмотны. Вступительный бал по математике каждый год все ниже и ниже даже в профильных вузах», – констатирует Захаров.

Но хуже всего то, что в повышении квалификации оказывается не заинтересовано государство. «На крупных предприятиях имеет место избыточная низко квалифицированная занятость, – отмечает президент Superjob.ru. – Власти запрещают сокращать неквалифицированных рабочих на крупных предприятиях типа «АвтоВАЗа», чтобы не увеличивать число безработных. К тому же идет навстречу бизнесу, которому выгодно иметь низко оплачиваемую рабочую силу в лице мигрантов. Такую ситуацию сейчас можно увидеть во многих секторах экономики: строительстве, сельском хозяйстве, ЖКХ», – отмечает Захаров, подчеркивая, что «проблема квалификационной ямы – это вопрос государственной политики».

Омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, член генерального совета Партии роста, генеральный директор центра охраны труда «НСС консалт» Дмитрий Порочкин, напротив, считает, что пандемия будет способствовать уменьшению квалификационной ямы. «В этом году в период пандемии, когда большинство процессов – от бытовых до рабочих – было переведено в онлайн, произошел большой скачок, и для многих этот период стал отличным поводом повысить свою квалификацию или освоить новую, более востребованную и современную профессию. Поэтому логично будет предположить, что квалификационная яма может уменьшиться благодаря пандемии», – говорит он.

Хуже всего то, что в повышении квалификации оказывается не заинтересовано государство