Чубайс придумал, как защитить российские компании от углеродного налога ЕС
Для этого надо создать в стране систему торговли зеленой энергией, считает экс-глава «Роснано»Спецпредставитель президента по связям с международными организациями Анатолий Чубайс уже через несколько дней после вступления в новую должность опубликовал свой план защиты российских производителей от углеродного налога, который собирается ввести Евросоюз (ЕС). Этим налогом европейские власти намереваются облагать импорт из стран, генерирующих большие объемы парниковых газов, в том числе из России.
Ключевой пункт нового плана Чубайса – создание системы торгов зеленой энергией, которая сделает выгодной строительство электростанций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). «С целью снижения пошлины трансграничного углеродного регулирования (ТУР) целесообразна реализация крупных проектов ВИЭ-генерации, – говорится в презентации «Риски для экспорта РФ. Потенциал их снижения за счет реализации проектов ВИЭ», которую Чубайс представил отечественному бизнесу в лице Российского союза промышленников и предпринимателей. – Подтверждение зеленого электропотребления при экспорте возможно в рамках зеленых сертификатов, для чего необходимо формирование соответствующего законодательства».
В итоге экспортеры смогут ожидать роста свободного денежного потока, так как отпадет необходимость выплачивать часть европейской углеродной пошлины при экспорте продукции. За счет этой экономии инвестиции в строительство и развитие ВИЭ, по оценкам экс-главы «Роснано», окупятся через 11 лет. «Потенциально Россия может стать лидером по возобновляемой энергетике, – заявил Чубайс журналистам. – В Челябинске больше солнечных дней, чем в Берлине, а в Якутии огромный потенциал по ветрам».
При этом государство тоже выиграет, обещает Чубайс: к 2031 г. в стране на 23 млн т сократятся выбросы углекислого газа, годовой объем инвестиций увеличится на 0,8 трлн руб., экспорт энергомашиностроения, инновационных технологий низкоуглеродной энергетики будет расти на 0,5 трлн руб. в год, а также появится 30 000–40 000 новых современных рабочих мест.
«В целом это хорошая идея: нам действительно нужно создать в стране систему мониторинга и торговли выбросами, – считает директор Центра экономической экспертизы ВШЭ Марсель Салихов. – Если у нас будет создана хотя бы система мониторинга и торговли выбросами, повышенные пошлины с наших экспортеров взиматься не будут, это одно из ключевых условий ТУРа, принятых ЕС. Другими словами, есть система, значит, экономика зеленая, нет – платите пошлину».
«Развитие ВИЭ и внедрение системы по обороту зеленой энергии расширят возможности реагирования российских компаний-экспортеров на механизм трансграничных углеродных корректировок ЕС», – соглашается заместитель руководителя направления «Экономика энергетики и климат» ЦСР Ирина Поминова.
Однако эксперты не считают запуск торгов зеленой энергией решающим фактором для развития альтернативной энергетики. «Система по обороту зеленой энергии создаст условия для реализации корпоративного интереса к проектам ВИЭ, но основным драйвером их развития в России пока остается программа поддержки на оптовом рынке электроэнергии и мощности – именно она обеспечивает окупаемость крупных проектов», – подчеркивает Поминова.
Главный минус ВИЭ – высокая себестоимость производимой ими энергии. По самым оптимистичным оценкам, лишь к 2024 г. она сравняется с себестоимостью выработки на традиционных электростанциях. «Если продукция будет создаваться за счет использования зеленой энергетики, то это повлечет за собой повышение стоимости российских товаров, что, в свою очередь, может привести к потере доли рынка ЕС. Например, по причине большей углеродоемкости, вызванной разработкой глубоких залежей нефти, Россия может уступить часть нефтяного рынка ЕС Саудовской Аравии из-за снижения рентабельности», – полагает доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов.
Что касается прогнозов Чубайса, что ВИЭ обеспечат введение в оборот дополнительных 20 ГВт электроэнергии, то эксперты считают их чересчур оптимистичными. «Такой потенциал существует, но это вопрос сроков и стимулов», – отмечает Поминова. По ее оценкам, в случае продления программы господдержки до 2035 г. может быть построено до 10 ГВт новых мощностей ВИЭ.
«Вопрос о ВИЭ является, безусловно, одним из важнейших, однако комплексное решение проблемы декарбонизации должно включать также и другие аспекты: устойчивое лесопользование, управление отходами, энергоэффективность, внедрение низкоуглеродных технологий и др.», – отмечает директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Владимир Лукин. По всем этим направлениям в России есть существенный потенциал, указывает эксперт.
В частности, в России идет активная работа по развитию водородной энергетики. «Водород должен стать одной из зеленых альтернатив нефти и газу, от которых ряд стран планируют отказаться, и у наших компаний тут есть определенный технологический задел – это касается «Росатома», «Газпрома» и «Новатэка», – напоминает Каленов. В частности, на прошлой неделе «Новатэк» и Siemens Energy сообщили о совместном проекте по замещению природного газа, используемого при производстве электроэнергии и СПГ, углеродно нейтральным водородом. В его рамках планируется перевести на использование водорода в качестве топлива одну из восьми газовых турбин на электростанции, снабжающей энергией проект «Новатэка» «Ямал СПГ».