Россия замедлила глобальное потепление на год
Дальше снижать выбросы нужно с учетом интересов национальной экономикиЗа время действия Киотского протокола (2005–2012) Россия сократила выбросы парниковых газов на 40 млрд т, что соответствует годовым выбросам парниковых газов всех стран. Это позволило затормозить глобальное потепление в мире почти на год, заявил министр экономического развития Максим Решетников, выступая на итоговой сессии Российско-европейской конференции по климату.
Этот вклад, а также целенаправленные усилия России по минимизации экологического ущерба от антропогенных факторов должны учитываться при обсуждении климатического регулирования в Европе и в мире, отметил глава МЭРа. «Необходимо исходить из того, что мы все-таки боремся за климатическую повестку, а не за отдельные рынки, – подчеркнул Решетников. – Важно, чтобы сокращение выбросов не входило в конфликт с правами и интересами российских граждан и сочеталось с целями развития национальной экономики».
Сейчас правительство России активно приводит национальное регулирование в соответствии с мировой климатической повесткой. В 2019 г. был принят Национальный план адаптации к изменениям климата, а в начале ноября 2020 г. президент подписал указ о сокращении выбросов парниковых газов. «Стратегия низкоуглеродного развития России до 2050 г.» сейчас находится на рассмотрении правительства, равно как и законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов». «В России впервые появляется обязательная углеродная отчетность, которая будет распространяться на всех крупных эмитентов парниковых газов», – раскрыл содержание законопроекта Решетников.
55 млрд тонн
углекислого газа составит общее сокращение выбросов парниковых газов в России к 2030 году
Часть наших компаний уже учитывают свои выбросы парниковых газов, отмечают эксперты. Одних заставили ее вести зарубежные партнеры, других – правила листинга на иностранных биржах. «Для самых крупных корпоративных игроков российского реального сектора климатическая повестка не новость, многие в нее успешно вписались и создали свои специализированные службы, не первый год считающие корпоративные выбросы, – отмечает руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор Финансового университета при правительстве РФ Сергей Рогинко. – К тому были и внешние стимулы: например, углеродная отчетность стала еще с 2013 г. обязательной для всех компаний, зарегистрированных на Лондонской бирже».
Кроме того, внедрение углеродной отчетности позволит российским компаниям соответствовать внешним климатическим требованиям в части раскрытия информации. «Это создаст основу для создания в России добровольных углеродных рынков, предоставляя компаниям возможности фиксировать прогресс в сокращении выбросов парниковых газов», – считает заместитель руководителя направления «Экономика энергетики и климат» ЦСР Ирина Поминова.
«Даже у нас в стране далеко не все знают, какие усилия в этой области предпринимаются корпорациями и какие впечатляющие результаты ими достигаются – в частности, в электро- и теплогенерации, в нефтяной и газовой промышленности и т. д., – отмечает Рогинко. – Практически во всех отраслях реальной экономики в нашей стране выбросы падают, единственное исключение – сектор бытовых отходов. Точная информация по этим вопросам убережет от лишних затрат времени на дискуссии о том, нужно ли квотировать выбросы в промышленности, штрафовать за «перевыбросы» и т. д.».
А главное – углеродная отчетность позволит снизить риски применения к российским компаниям углеродного налога, запланированного в ЕС. «Это своего рода упреждающая мера с целью минимизации будущих налоговых потерь российских экспортеров при осуществлении поставок углеводородов в Европу, – уверен доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко. – Учитывая, что европейский рынок является ключевым для российских компаний, такая мера полностью оправданна, ведь потенциальные потери российской экономики могут составить порядка 6 млрд евро в год в случае попадания российских поставок под «грязные» критерии углеродного налога ЕС».
Как следует из доклада Решетникова, российское правительство не ставит задачу перехода к безуглеродной экономике как можно быстрее и любой ценой. «Мы не можем позволить резких решений, за которые придется платить экономике и людям», – подчеркнул глава МЭРа. Независимые эксперты полностью согласны с таким подходом. «Конечно, тренд на снижение углеродных выбросов может быть ускорен структурной перестройкой экономики, увеличивающей долю высокотехнологичных отраслей, «дающих» на порядки больше ВВП, чем доминирующие у нас производства первого и второго переделов, – указывает Рогинко. – Но этот курс потребует гигантских инвестиций, источники которых пока не просматриваются. Кроме того, занятая Россией ниша в международном разделении труда пока не включает хайтек и даже продукцию машиностроения, а объемы внутреннего спроса недостаточны для формирования ряда конкурентных производств. Наконец, сохраняются объективные географические и климатические факторы, такие как расстояния между регионами страны, намного большие, чем в других странах мира, и холодный климат, приводящий к соответствующим расходам энергоносителей на отопление».