НПФ завлекают россиян гарантированным доходом

Негосударственные пенсионные фонды придумывают новые альтернативы банковским депозитам
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) активизировали вывод на рынок новых добровольных пенсионных программ, включая продукты с минимальным гарантированным доходом, отмечает Банк России в «Обзоре ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов». Таким образом НПФ пытаются привлечь новых клиентов – граждан, которые ищут более доходные инструменты по сравнению с банковскими депозитами.

Количество участников добровольной пенсионной системы сокращается третий квартал подряд и по итогам июля – сентября снизилось на 13 000 человек до 6,2 млн, подсчитали в ЦБ. «Отсутствие роста числа участников негосударственных пенсионных программ во многом объясняется секвестированием расходов предприятий», – объясняется в обзоре. Еще одна причина – рост интереса россиян к другим инвестиционным инструментам: ИИС, доверительному управлению и др.

Как подчеркивают аналитики Центробанка, пенсионные программы «являются по определению долгосрочными вложениями и выгода от инвестирования в такие инструменты может быть неочевидна для значительной части населения». В то же время из-за снижения доходов граждане теряют интерес даже к недорогим пенсионным программам, которые разрабатывались специально для лиц с небольшими сбережениями.

В результате НПФ, стараясь привлечь клиентов, выводят на рынок новые пенсионные продукты, которые могут быть интересны населению, например, наличием минимального гарантированного дохода. Это становится все более актуальным в условиях продления моратория на формирование пенсионных накоплений до конца 2023 г. и увеличения числа желающих вернуть свои накопления из НПФ в Пенсионный фонд ­России, отмечают аналитики ­Банка России.

В НПФ «Будущее», комментируя ситуацию, отмечают, что «фонды пробуют новые модели продаж, продукты и технологии, которые смогут привлечь рыночных клиентов». Например, предлагают квазипенсионные инвестиционные программы на четыре или пять лет, по прошествии которых клиент сможет забрать и свои взносы, и инвестиционный доход. Такие продукты могут стать конкурентной альтернативой банковскому вкладу и классическому доверительному управлению.

Старший директор рейтингов инвестиционных посредников и инфраструктуры финансового рынка Национального рейтингового агентства Юрий Ногин считает появление подобных продуктов ответом НПФ на инициативу введения ИИС третьего типа. «На мой взгляд, это не инвестиционный, а скорее пенсионный продукт, поскольку гарантирование минимальной доходности на долгосрочном горизонте может быть достаточно затруднительным для выполнения взятых финансовых обязательств, – говорит Ногин. – Кроме того, следует отметить, что такие продукты появляются в результате поиска новых инвестиционных идей для поддержания основного бизнеса НПФ вследствие неопределенности судьбы пенсионных накоплений».