Пандемия не затронет планов строительства дорог и метро в Москве
Столица выделит на развитие транспортной системы почти 1,5 трлн рублейПандемия не внесла изменений в планы развития транспортной инфраструктуры Москвы, несмотря на то что город закончит год с дефицитом бюджета (ориентировочно 351,3 млрд руб.) и собирается привлекать заимствования. Как заявили в столичной мэрии «Ведомостям», в ближайшие три года (с 2021 по 2023 г.) расходы на развитие транспортной системы составят примерно 70% от общего объема финансирования адресной инвестиционной программы города Москвы, на которую планируется потратить 2,1 трлн руб. (с учетом программы реновации жилого фонда). Таким образом, инвестиции в транспортную инфраструктуру составят 1,47 трлн руб. – больше, чем предусматривалось утвержденным в 2019 г. четырехлетним планом (1,4 трлн руб.).
«Основные направления инвестиций – метро и дорожно-транспортные объекты, а также софинансирование городом Москва развития инфраструктуры Центрального транспортного узла», – уточняет заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Андрей Бочкарев. По его словам, за три года будет введено 58,1 км линий метрополитена, 25 станций метро, четыре электродепо. Также в следующую трехлетку будет полностью завершена Большая кольцевая линия протяженностью 70 км с 31 станцией, благодаря чему 3 млн человек получат метро в шаговой доступности. Плюс к этому завершится продление Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской и Сокольнической линий. Кроме того, начнется выделение бюджетных ассигнований на проектирование Рублево-Архангельской, Бирюлевской и Троицкой линий метро. В мэрии подчеркивают: программа удвоения метро (рассчитанная на период с 2011 по 2025 г.) уже выполнена на 65%: с 2011 г. в столице построено более 116 км линий и 56 станций метро. Можно не сомневаться, что программа будет выполнена в полном объеме в намеченные сроки.
Развитие автотранспортной инфраструктуры не отстает. С 2011 г. модернизировано 15 вылетных магистралей города – важнейших дорожных артерий – и 17 клеверных развязок МКАД, которые поехали быстрее за счет организации движения по направленным съездам. «Сейчас для эффективного решения транспортных проблем Москвы важно завершить формирование системы хордовых магистралей, которая уже готова на 72%», – говорит Бочкарев. По мнению экспертов, система организации движения в виде хордовых магистралей на 20% более эффективна, чем замкнутая кольцевая, поскольку хорды, во-первых, выполняют функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города, и, во-вторых, перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают.
Так, Северо-Западная хорда, к примеру, уже связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Она прошла от Сколковского до Ярославского шоссе. «Строительство хорды снизило транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, ТТК, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. Пробег автомобилей при проездах между соседними районами сократится примерно на 10%. С запуском хорды разгрузились в среднем на 15% вылетные магистрали – Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД», – подчеркивают в мэрии.
Строящаяся Северо-Восточная хорда (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) позволит перераспределить все автомобильные потоки на северо-востоке столицы, разгрузит совокупно более 70 км дорог, в том числе улично-дорожную сеть в центре города, восточную часть МКАД и Третьего транспортного кольца, отмечают в столичном стройкомплексе. После ее открытия протяженность перегруженных участков магистралей сократится на 71 км, общегородской пробег – на 40 000 машин в час. Затраты времени на дорогу для жителей между северными и восточными районами Москвы сократятся более чем на 40 минут. Кроме того, хорда позволит связать федеральную трассу Москва – Санкт-Петербург с перспективной трассой Москва – Нижний Новгород – Казань.
По словам Бочкарева, две главные задачи развития транспортной системы столицы, поставленные мэром Москвы Сергеем Собяниным, – интеграция всех видов транспортных сетей в единую систему и решение накопившихся в предыдущие десятилетия проблем в этой сфере в различных точках города. Сложность в том, что нельзя сосредоточиться на чем-то одном и отложить часть проектов до лучших времен, поэтому урезать инвестиции никак не удастся. «То, что инвестиции в транспортную инфраструктуру не сокращаются во время коронакризиса, правильно, так как эти проекты имеют мультипликативный эффект: они не только делают жизнь москвичей лучше, но и приводят к росту экономики. Связь тут прямая: чем лучше мобильность, тем больше инвестиционная привлекательность города», – отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По оценкам руководителя компании «ВТБ инфраструктурный холдинг» Олега Панкратова, «каждый рубль инвестиций в транспортную инфраструктуру приносит в среднем до 4 руб. прироста ВВП».
«Основные московские достижения на сегодня: увеличение прямой доступности метро для граждан и соединение ранее автономных кусков города, – говорит Блинкин. – Если в прошлом десятилетии треть населения не имела прямого доступа к метро (добираться надо было на перекладных), то сейчас лишены возможности сразу нырнуть в подземку лишь 5% горожан». По мнению эксперта, основная проблема, которую надо решить сегодня, – автомобильные пробки. «Сегодня на одно авто в городе приходится 20 кв. м асфальтированной территории, т. е. площадь гаража. Увеличить площадь невозможно без того, чтобы каждый москвич ежедневно пользовался общественным транспортом. Строительство дорог растет, но при этом и увеличивается количество автомобилей: пропорция между асфальтом и «железом» не уменьшается», – рассуждает Блинкин. В стройкомплексе столицы обещают, что реализация планов по созданию нового транспортного каркаса позволит не только снизить нагрузку на дорожную сеть, но и смягчить существующие ограничения на использование личного транспорта.