Россияне вновь экономят на ресторанах и запасаются лекарствами
Население вернулось к потребительским шаблонам первой волны пандемииПотребительские расходы россиян вновь стали снижаться: в период с 12 по 18 октября они оказались на 2,8% ниже, чем за тот же период 2019 г. Снижение за последние четыре недели составило 2,4% в годовом выражении. Такие данные представил аналитический портал «Сбериндекс». Индекс потребительской активности SberIndex.ru за неделю опустился с 73,9 до 72,8 пункта. Это, по мнению аналитиков «Сбериндекса», тоже указывает на постепенное возвращение потребителей к режиму экономии.
При этом покупатели меняют свое поведение по шаблону первой волны пандемии в апреле – мае. Один из характерных признаков – смещение спроса в продовольственные категории из сервисных: падение в секторе услуг ускорилось и превысило 20% в годовом выражении. Как и весной, спрос падает в сегментах авиабилетов (минус 54,1% год к году), отелей (минус 66,4%), кафе и ресторанов (минус 27%), салонов красоты (минус 26,6%). «С введением удаленного режима работы и ростом числа заболевших количество посетителей кафе и ресторанов заметно снизилось как в России в целом, так и в Москве в частности», – объясняют аналитики «Сбериндекса». Оборот в кафе и ресторанах Москвы упал почти на четверть по сравнению с последней неделей сентября. При этом уже третью неделю подряд он остается высоким в категории «лекарства и медицинские товары». В период с 12 по 18 октября прирост ускорился до 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года против 17,2% неделей ранее.
«Свободных денег у россиян все меньше, так что не удивительно, что потребление в последние месяцы перестало расти», – констатируют аналитики исследовательского холдинга «Ромир». Согласно их расчетам, в сентябре объем свободных денег в среднестатистической российской семье сократился на 10% от уровня августа. В годовом сопоставлении снижение оказалось еще большим – минус 25% от уровня сентября-2019. «Это связано с кризисными явлениями в экономике на фоне непростой эпидемиологической ситуации, а также роста курса валют и продуктовой инфляции», – отмечается в отчете «Ромира». Хуже всего дела обстоят в маленьких городах. Жители небольших городов (от 10 000 до 100 000 жителей) оказались менее устойчивыми в экономическом плане за счет меньшей разницы между доходами и необходимыми расходами: индекс сократился на 54% от уровня прошлого месяца. Москва и Санкт-Петербург, наоборот, показывают высокий уровень стабильности и, несмотря на экономические условия, сохраняют сезонную динамику в августе – сентябре. По сравнению с августом рост в этих городах составил 16 и 12% соответственно. Годовая же динамика оказалась негативной (-3 и -18% соответственно относительно сентября 2019 г.). Сокращение потребления в последнее время наблюдают не только социологи, но и производители и ритейлеры.
«Снижение доходов, увеличение уровня безработицы, ожидания, связанные с карантином и распространением коронавируса, и другие негативные факторы приводят к непосредственному падению общих потребительских расходов и формированию экономного потребительского поведения с планированием покупок, отказом от необязательных трат и минимальным количеством спонтанных покупок», – отмечает пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко. По словам гендиректора компании «Ральф Рингер» (производитель и продавец обуви) Андрея Бережного, «со второй половины сентября трафик в фирменных магазинах заметно снизился». «Некоторый отскок произошел в середине октября с похолоданием, когда люди стали готовиться к новому сезону», – сообщил он «Ведомостям». В аналитической службе крупнейшего российского онлайн-ритейлера Wildberries отмечают, что за последние две недели, в период с 7 по 20 октября, продажи товаров для здоровья выросли в 16 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи детских товаров увеличились в 7–9 раз. «Повышенный интерес в отдельных категориях мы связываем с ростом онлайн-аудитории и расширением ассортимента товаров», – сообщили «Ведомостям» в пресс-службе компании.
«Работают одновременно и психологический, и финансовый факторы, – говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. – Психологический заключается в непонимании перспектив развития ситуации – никто точно не знает, как и чем закончится эпопея с вирусом, как быстро восстановится экономика, в каком виде она будет существовать и что будет в постковидное время. Финансовый момент еще проще – не видя перспектив и горизонтов, люди, отлично наученные недавней первой волной пандемии, экономят деньги и откладывают их на черный день. Потребители учатся не совершать спонтанные покупки, да и возможностей для них в формате изоляции становится все меньше». Бодрова считает, что «до конца года потребительские настроения не восстановятся, а на стабилизацию потребуется не менее одного года при условии, если вторая волна пандемии пройдет стороной». «В декабре можно будет увидеть локальное оживление в розничных продажах в диапазоне 2–3%, но только благодаря праздникам и акциям в розничных сетях», – заключает эксперт.