Минфин нашел способ привлекать людей к благоустройству
В прошлом году россияне вложили 1,2 млрд рублей личных денег в благоустройство территорийМинфин намерен развивать практику инициативного бюджетирования, когда граждане сами указывают властям, на решение каких проблем надо тратить деньги, следят за качеством работ, а потом больше ценят и берегут созданные при их участии объекты.
Инициативное бюджетирование – один из самых эффективных механизмов привлечения граждан к распределению средств местных и региональных бюджетов для решения актуальных проблем. Впервые появилось еще в 1980-х гг. в Бразилии, а сейчас уже применяется в 1700 городах 40 стран мира. В России этот инструмент впервые применили в селах Ставропольского края в 2007 г. Чуть позже идею «народного бюджета», или «народных инициатив», поддержали «Единая Россия» и Объединенный народный фронт. В 2015 г. в России создан Центр инициативного бюджетирования на базе НИФИ Минфина. «Это позволило объединить разнообразные практики: «Народный бюджет», «Решаем вместе», «Проект поддержки местных инициатив», «Народные инициативы», запустить всероссийский мониторинг и централизованный статистический учет», – рассказал директор НИФИ Минфина Владимир Назаров.
Большинство субъектов Федерации сейчас использует методику, которая лежит в основе Программы поддержки местных инициатив. По ней граждане сами выдвигают проекты, которые они хотят реализовать, обсуждают их на общих собраниях, подтверждают готовность софинансировать проекты в том или ином объеме. После этого инициативная группа и муниципалитет доводят заявку до ума и направляют ее для участия в конкурсе. Региональная конкурсная комиссия по утвержденным критериям выбирает из всех поданных заявок проекты, которые получают региональное софинансирование вместе с финансированием со стороны граждан, юридических лиц и муниципалитетов.
Например, в Московской области величина вклада жителей муниципального образования в проект является одним из ключевых факторов для его победы в конкурсном отборе, рассказали «Ведомостям» в главном управлении территориальной политики Московской области. Минимальный вклад жителей – 1% от стоимости реализации проекта. При этом чем больше будет собрано средств, тем больше шансов у проекта на победу в конкурсе. А в Татарстане размер трансфертов из бюджета республики установлен в соотношении 4 руб. на каждый рубль средств граждан.
По данным НИФИ Минфина, в 2019 г. наиболее востребованными оказались проекты дорожной инфраструктуры (15,1%), комплексного благоустройства общественных территорий (36,6%; в том числе дворов – 11,2%, мест массового отдыха – 10,7%, детских игровых площадок – 8%, объектов массового спорта – 6,7%), проекты в сфере образования (7,2%), водоснабжения (7,1%), уличного освещения (6%), в сфере культуры (6,7%), событийные проекты (0,4%). Кроме того, очень часто за счет инициативного бюджетирования решается проблема огораживания кладбищ.
«В ряде случаев инициативное бюджетирование – единственная возможность решения насущных и острых проблем граждан, потому что проектов просто нет в государственных программах и местных стратегиях развития, – отмечает Назаров. – Кроме того, есть и обратная позитивная закономерность: многие проекты, которые показали свою востребованность в рамках инициативного бюджетирования, впоследствии вошли в состав госпрограмм и нацпроектов».
Регионы вправе самостоятельно определять методики и создавать практики инициативного бюджетирования. Например, в Татарстане за 2013–2020 гг. гражданами были собраны средства самообложения в объеме 1,32 млрд руб., рассказали «Ведомостям» в минфине Республики Татарстан. Общая сумма софинансирования из бюджета республики с 2014 по 2020 г. составила 5,26 млрд руб.
В Свердловской области с 2017 по 2019 г. в рамках инициативного бюджетирования реализовано 47 проектов на сумму 42 млн руб. «Доля участия области в софинансировании проектов уменьшилась с 49,3% в 2017 г. до 43,1% в 2019 г., – рассказали «Ведомостям» в правительстве региона. – Например, в 2019 г. в рамках муниципальных практик город Екатеринбург самостоятельно реализовал 19 инициированных гражданами проектов».
При этом количество денег, вложенных гражданами, не основной критерий успешности данного механизма, считают в Республике Башкортостан – лидере по числу применяемых практик и количеству программ инициативного бюджетирования (только в рамках составленной по наказам избирателей программы «Реальные дела» за последние пять лет реализовано 5050 проектов с годовым объемом средств 188–272,3 млн руб.). Главным положительным результатом инициативного бюджетирования становится налаживание взаимодействия муниципалитетов, бизнеса и жителей, а также повышение доверия граждан к органам власти.
Похоже оценивают результаты внедрения механизма и в других регионах. Несмотря на разницу в применяемых практиках, везде отмечаются положительные экономические и социальные результаты участия граждан в благоустройстве. Механизм позволяет контролировать расходование средств, не тратить их впустую, а после реализации люди относятся к объектам, созданным с их участием, гораздо бережнее, чем к обычным.