Банки готовы принять удар второй волны пандемии

Потери будут большими, но не критичными для финансовой системы в целом
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Банковская система готовится принять удар второй волны коронакризиса, усвоив уроки прошедшей весны. «Российский банковский сектор благодаря усилиям Банка России подошел к текущему кризису в хорошей форме в отличие от кризиса в 2014–2015 гг., – считает Ирина Носова, директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА. – Примерами могут служить и макропруденциальный буфер, и относительно высокая достаточность капитала. В худшем из сценариев при прочих равных условиях достаточность капитала может снизиться до уровня чуть больше 10%. При минимуме 8% это достаточно неплохо».

По словам Носовой, 86% опрошенных АКРА в августе кредитных организаций использовали предложенные ЦБ послабления, а около 70% воспользовались послаблением, касающимся непризнания реструктурированными тех ссуд, условия которых были изменены в целях досоздания резервов. По ее мнению, это свидетельствует о том, что российские банки нуждаются в продлении, а возможно, и в расширении мер государственной поддержки, так как мы уже переживаем вторую волну кризиса. «Мы уже в ней, но еще не на гребне. Какова будет глубина кризиса, пока не понятно, но точно известно, что негативный эффект на экономику напрямую будет зависеть от того, какие ограничительные меры будут приниматься правительством», – отмечает Носова.

Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков также убежден, что вторая волна кризиса уже наступает, однако есть основания ждать, что на этот раз страна обойдется без локдауна. «Скорее всего, будет выбрана шведская модель, которая не оптимальна с точки зрения здравоохранения, но позволяет не вводить экономику в локдаун», – пояснил Солодков. Но даже если локдаун произойдет, эксперт убежден, что банки его переживут, так как усвоили урок самоизоляции лучше других отраслей. «Среди всех отраслей банки оказались наиболее приспособлены к дистанционной работе. Так или иначе, у всех была система удаленного обслуживания, они могли дистанционно общаться с клиентами, брать депозиты, удаленно выдавать кредиты. Да, резко возросла нагрузка на систему удаленного доступа, но по большому счету банки с этим справились», – отметил Солодков. По его прогнозу, количество банковских сотрудников, занятых в дистанционном обслуживании клиентов, продолжит расти.

Между тем, отмечая ухудшение эпидемиологической ситуации, банки уже начали корректировать работу офисов, переводя большую часть сотрудников на удаленку. Если на прошлой неделе, по словам президента – председателя правления ПАО «Банк «ФК Открытие» Михаила Задорнова, в штаб-квартире компании в офисе работало 40–50% сотрудников, то на этой неделе на удаленку уйдет уже две трети. При этом офисная сеть, говорит Задорнов, на 95% работает, соблюдая санитарные нормы. «Ни банки, ни страховые компании в этом году свои коллективы не сокращали. Спрос позволил сохранить рабочие места в текущем году», – утверждает Задорнов. По его оценке, реальный сценарий прохождения коронакризиса оказался намного лучше прогнозов, которые делали банкиры. «Российская экономика не так сильно просела во II квартале, как американская и европейская.

Корпоративное кредитование росло практически тем же темпом, как мы ожидали в начале года, и в этом году является одним из драйверов роста. Не сократилось розничное кредитование, в чем сыграла роль льготная ипотека. Потребительское, автокредитование не сократилось, портфели растут», – указывает банкир. При этом Задорнов отмечает, что просрочка по ипотеке в среднем поднялась до 0,5–0,6%, что для России много, но не критично. «Испытали заметный рост просрочки физлиц по необеспеченным кредитам, но очень далеко от пиковых значений кризиса 2008–2009 гг. Она находится на уровне 5,7%, что вполне приемлемо. Мы испытали заметный рост просрочки физлиц именно по необеспеченным кредитам в июне – июле, но уже со второй половины июля ситуация нормализуется. Люди возвращаются в нормальный график», – обрисовывает он текущую ситуацию.

По его словам, самую большую неопределенность отрасли сегодня несет сегмент корпоративного кредитования, поскольку риск локдауна ставит под удар целые отрасли. «Мы до конца не понимаем, что будет с кафе, ресторанами, торговлей в ситуации неопределенности и ограничений. Потенциальные потери оцениваются примерно в 700 млрд руб. Это много, но не критично для системы в целом», – убежден Задорнов.

Пока не видят системной угрозы для банков и другие эксперты. Хотя у части из них есть опасения, что с завершением моратория на банкротства мы еще увидим так называемый отложенный эффект, который может затронуть авиаперевозки, туристическую отрасль. «Масштабы потерь, по нашим текущим оценкам, превысят 1,5 трлн для банковского сектора на горизонте двух лет от начала кризиса. Если события пойдут по негативному сценарию, потери будут выше. Для банковского сектора 1,5 трлн руб. – чувствительная величина, но вряд ли она приведет к каким-то тектоническим сдвигам: это меньше, чем годовая прибыль в хороший год», – дал свой прогноз начальник управления анализа финансовых институтов «РИА Рейтинг» Андрей Манько.

Эксперт заявил, что уход банков с рынка в период кризиса нельзя назвать тревожным сигналом. «Исследования показывают, что пока это увеличивает конкуренцию, что способствует оздоровлению и развитию банковского сектора. Я думаю, что этот процесс продолжится, он естественный. Не думаю, что это будет массовый отзыв лицензий. Скорее, это будут объединения, поглощения, слияния. Да, можно говорить, что в ближайшие годы 100 банков покинут рынок, но это будет не из-за кризиса», – считает Манько.

Оптимальным сроком для окончательного восстановления экономики эксперты пока склонны называть II квартал 2021 г. Такой прогноз участники рынка делают с оговоркой, что не только регуляторным структурам, но и местным органам хватит накопленных в первую волну опыта и усилий, чтобы пройти осеннее обострение. «В финансовой системе уже сейчас есть новые сервисы, форматы и продукты, – отмечает Задорнов. – Поведение клиентов за год-полтора заметно изменится, и нам, как игрокам рынка, важно правильно поймать эти тренды и представить клиентам то, что они ждут».