Россияне возвращаются к докризисному уровню расходов

Однако дальнейший рост потребительской активности под сомнением, считают эксперты
Практически весь прирост трат за третью неделю августа произошел за счет непродовольственных товаров
Практически весь прирост трат за третью неделю августа произошел за счет непродовольственных товаров / Евгений Разумный / Ведомости

За первые три недели августа расходы россиян оказались такими же, как и в прошлом году. Об этом сообщил Сбербанк в обзоре «Оперативная оценка потребительской активности россиян 17–23 августа».

В первые две августовские недели наши граждане все еще позволяли себе меньше, чем год назад. Но на неделе с 17 по 23 августа их расходы выросли на 1,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И этого оказалось достаточно, чтобы траты среднего россиянина за период с начала августа сравнялись с расходами за аналогичный период прошлого года. При этом индекс потребительской активности SberIndex.ru составил 75,4 пункта, прибавив за неделю 1,3 пункта. Также по сравнению с докризисными показателями ускорился рост количества активных торговых точек. В итоге весь набор оперативных индикаторов сегодня указывает на улучшение ситуации с потребительским спросом, констатируют аналитики Сбербанка.

Практически весь прирост трат за третью неделю августа произошел за счет непродовольственных товаров (+12,4% относительно аналогичного периода 2019 г.). В частности, расходы на ПО и компьютеры выросли на 42,1%, на бытовую технику – на 26,5%, а на телекоммуникационные услуги – на 23,7%. Зафиксировано улучшение динамики по авиабилетам: расходы на них оказались всего на 32,8% ниже, чем год назад, хотя на пике кризиса падение достигало 94%.

Есть сдвиги и в категории «Развлечения» – сокращение на 27% по сравнению с годом ранее против двукратного снижения еще в начале августа. При этом кризис продолжается в таких крупных сегментах, как «Кафе, бары, рестораны» и «Салоны красоты, массаж, SPA» – там уже несколько недель подряд показатели не растут. Вместе с тем в Сбербанке отмечают охлаждение спроса в сегменте «Универсальные магазины», который в разгар пандемии лидировал по темпам роста, ведь здесь учитывается выручка интернет-магазинов и платформ e-commerce. По мнению аналитиков Сбербанка, «сдержанная динамика в категории «Универсальные магазины» при улучшении ситуации в офлайн-рознице свидетельствует, что потребительские привычки постепенно нормализуются».

Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG, отмечает, что большинство крупных компаний в августе вернули сотрудников на 100%-ную зарплату – а в период карантина она снижалась на 20–30%. В целом по году он прогнозирует небольшое снижение оборота розничной торговли – на 0–5% по сравнению с 2019 г. Управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин связывает восстановление уровня расходов «с окончанием цикла отложенного спроса: многие регионы заново открыли рестораны, торговые центры и другие бизнесы из сферы услуг позже, чем в Москве, поэтому период окончания отложенного спроса там несколько сместился относительно столиц». Он также отмечает, что расходы традиционно высоки из-за периода отпусков и подготовки к новому учебному году, так что нынешняя динамика расходов не говорит о восстановлении спроса. «Мы полагаем, что объем расходов в ближайшее время расти не будет, поскольку покупательная способность населения остается невысокой, – говорит Гришунин. – Но не ожидаем и существенного снижения, ведь граждане привыкли к определенному уровню жизни и не готовы им жертвовать ради экономии».