Правительство боится распечатывать фонд национального благосостояния
Вместо этого Минфин наращивает государственный долгПо итогам семи месяцев 2020 г. дефицит федерального бюджета России составил более 1,5 трлн руб., следует из «Предварительной оценки исполнения федерального бюджета за январь – июль 2020 г.», опубликованной Минфином. Дефицит растет быстро – по итогам шести месяцев он составлял всего 823 млрд руб., т. е. за июль дисбаланс доходов и расходов увеличился на 80%.
Причина дефицита – растущие расходы при снижающихся доходах. По данным Минфина, расходы федерального бюджета по итогам января – июля составили 60,6% от их общего объема, запланированного на 2020 г. в целом (11,92 трлн руб.), а доходы только 50,5% (10,39 трлн руб.). Из-за пандемии расходы на здравоохранение были внепланово увеличены вдвое, межбюджетные трансферты – на 63,8%, расходы на национальную экономику и социальную политику – на 30,2 и 28,5% соответственно. Расходы выросли по всем статьям бюджета, за исключением трат на обслуживание государственного и муниципального долга, которые снизились на 3,3%. При этом доходы заметно отстают от прогнозных показателей: ФНС за первое полугодие выполнила годовой план лишь на 40,7%, Федеральная таможенная служба – чуть больше чем на треть (37,3%).
Бюджетную дыру правительство закрывает продажей валюты из запасов и займами. Рост курса доллара за июль (с 70,44 до 73,36 руб.) привел к переоценке рублевой стоимости валютных резервов Минфина. За месяц она выросла на 709,625 млрд руб., что полностью покрыло июльский дефицит бюджета. Кроме того, Минфин за месяц привлек более 225,3 млрд руб. за счет размещения облигаций федерального займа. В результате Россия вновь стала чистым должником: федеральный госдолг вырос до 14,77 трлн руб. при объеме депозитов правительства в 13,22 трлн руб.
Примечательно, что при этом фонд национального благосостояния (ФНБ) остается нераспакованным, хотя в апреле чиновники говорили, что антикризисная помощь пойдет за счет него, указывает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. За семь месяцев этого года объем фонда вырос почти на 70% – с 7,7 трлн до 12,9 трлн руб. (на 1 августа). «Рост величины ФНБ произошел отчасти из-за обесценивания рубля и, соответственно, роста стоимости валют, из которых он состоит. Но главное – временной лаг, поскольку в марте в ФНБ были зачислены нефтегазовые доходы прошлого года. Провал в нефтегазовых доходах текущего года отразится на ФНБ только в следующем году», – поясняет аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
При этом только благодаря переоценке валютной части накопленных в ФНБ средств (в результате снижения курса рубля к доллару, евро и фунту стерлингов) его рублевый объем вырос на 1,492 трлн руб. За счет этой суммы можно было бы погасить текущий дефицит федерального бюджета почти полностью, отмечают эксперты.
«Странно, что ФНБ не трогают, ведь создавался он специально на черный день – и черный день пришел, да и в соответствии с бюджетным правилом начать тратить средства ФНБ власти могут после того, как его объем превысит 7% ВВП (около 8 трлн руб.), а это уже произошло», – недоумевает Николаев.
Он предполагает, что желающих освоить деньги ФНБ так много, что власти просто боятся открывать доступ к своей копилке. Между тем деньги ФНБ могли бы принести экономике больше пользы, чем наращивание госдолга, которое в ситуации нестабильности может оказаться опасным маневром. «Пока объем госдолга небольшой, но, если возникнет вторая волна коронавируса, снизятся цены на нефть и экономическая активность вновь упадет, наращивание долгов может обернуться повторением ситуации 1998 г., ведь и доходы упадут, и расходы возрастут, и ФНБ придется распечатывать, а еще и оплачивать долги», – предостерегает экономист.
Правда, в самом Минфине такие опасения не разделяют. «Размер госдолга сохраняется на безопасном уровне – ниже 20% ВВП – и остается одним из самых низких в мире. Так, по прогнозам МВФ, только за 2020 г. уровень мирового госдолга увеличится на 18,7% и достигнет 101,5% глобального ВВП (максимум за всю историю). При этом госдолг развитых стран вырастет на 26% до 131,2% ВВП, а госдолг развивающихся стран – на 10,7% до 63,1% ВВП», – сообщил министр финансов Антон Силуанов.
Он признал, что «сокращение доходов федерального бюджета в связи с ограничениями деловой активности и снижением цен на нефть наряду с необходимостью финансирования программ поддержки граждан и бизнеса потребовало некоторого увеличения государственного долга». Однако это совершенно нормально. «Такая ситуация является обычной практикой и присуща абсолютному большинству стран мира», – подчеркнул министр, напомнив, что у некоторых государств «уровень долга превышает активы правительств в разы, а то и десятки раз».
По мнению Силуанова, «в целом макроэкономические показатели в России демонстрируют высокую устойчивость экономики и финансовой системы, о чем свидетельствует и высокий уровень золотовалютных резервов страны – почти 600 млрд долларов США».
Заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что при позитивном сценарии (второй волны не будет и экономика продолжит восстанавливаться) растущие цены на нефть позволят частично сбалансировать во втором полугодии выпавшие доходы и планируемые расходы бюджета. «Минфин ранее намеревался направить на поддержку экономики 2 трлн руб. бюджетных средств, в случае если цены на нефть не будут превышать $20 за баррель, но сейчас цены уже вышли на $45 за баррель, так что можно ожидать, что к концу года, если цены на нефть не упадут ниже $40 за баррель, по нефтегазовым доходам бюджет выйдет на плановые показатели. А если не будет второй волны пандемии коронавируса, то на плановый уровень или немного ниже плана могут выйти и ненефтегазовые доходы», – подчеркивает эксперт.