Российский ВВП упал меньше прогнозов
Российская экономика по итогам года сократится меньше, чем американская или европейскаяПо предварительной оценке Росстата, объем валового внутреннего продукта (ВВП) во II квартале сократился на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это меньше, чем прогнозировали эксперты. В Минэкономразвития предсказывало падение на 9,6%. Банк России ожидал сокращения ВВП в апреле – мае на 9,5–10%.
По итогам года при благоприятных обстоятельствах падение ВВП может заметно замедлиться, полагают эксперты. Сейчас наихудший прогноз сокращения российского ВВП в текущем году – минус 8% – дает Организация экономического сотрудничества и развития. МВФ полагает, что падение достигнет 6,6%, Всемирный банк – 6%, а ЦБ считает, что снижение будет в пределах 4,5–5,5%. Наиболее оптимистичен ВЭБ.РФ – его прогноз на уровне минус 4,5%.
По мнению экспертов, все будет зависеть от эпидемиологической обстановки: в случае второй волны коронавируса масштабного падения ВВП по итогам года избежать не удастся. «Второе полугодие и особенно IV квартал очень важны для российской экономики, поскольку на него приходится 30% всего оборота, – отмечает член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. – Даже если второй волны не произойдет, то сокращение ВВП вряд ли составит менее 5%. Скорее всего экономика упадет на 5,5–6%. Однако не стоит забывать, что наша экономика серьезно завязана на нефтяные цены. Если цена нефти дойдет до $50 за баррель, то, возможно, падение ВВП составит даже менее 4%».
По мнению эксперта Академии управления финансами и инвестициями Алексея Кричевского, при неблагоприятном развитии событий падение экономики может достичь двузначных значений и составить от 12 до 17%. «Снижение ВВП за II квартал отражает суровую действительность: государство не смогло безболезненно либо с минимальными потерями выйти из режима самоизоляции, – объясняет он. – Реальную поддержку от государства смогло получить лишь около трети предприятий. Порядка 15–25% компаний в зависимости от отрасли так и не открылись. Количество банкротств физических лиц растет в устрашающей прогрессии, уже превысив показатели прошлого года».
Падение ВВП могло бы исчисляться двузначными цифрами, если бы власти не принимали никаких мер по поддержке экономики, возражает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Введение моратория на долги и банкротства, снижение процентных ставок по кредитам, льготы, расширение программ соцзащиты, отсрочка ограничения деятельности, субсидирование зарплат и поддержка предприятий смягчили рецессию.
«Основная проблема в оценке прогнозной динамики ВВП состоит в том, как себя поведет главный индикатор, вызывающий текущее и ожидаемое поведение экономики, – внутренний спрос на товары и услуги, – говорит Остапкович. – Также многое будет зависеть от активности экспорта». Его прогноз – снижение ВВП на 5,3–5,6% при консервативном экономическом и санитарном сценарии до конца года. При высокой цене на углеводороды и отсутствии второй волны коронавируса восстановление экономики может начаться уже в IV квартале. А в 2021 г., если удастся избежать внешних шоков, возможен заметный отскок вверх на 3,2–3,5%. Но уровень 2019 г. будет достигнут в лучшем случае во второй половине 2022 г.
«В результате всех потрясений трехлетний темп роста экономики по сравнению с 2019 г. составит чуть больше 0%, – отмечает эксперт. – Трехлетний застой – это, конечно, горе, но не беда. Ведь он вызван не рукотворными причинами, а глобальным мировым экономическим и санитарным кризисом, который охватил все мировое пространство».